Между Россией и Украиной разразился новый скандал: на этот раз линия разлома прошла по авиаремонтным предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК). На международном салоне «Двигатели-2008» гендиректор Московского машиностроительного предприятия имени Чернышева Александр Новиков обвинил украинских конкурентов в том, что они не имеют никакого права ремонтировать производимые на российских предприятиях двигатели истребителей МиГ-29, сообщает NEWSru.com со ссылкой на «Независимую газету».
В СССР авиазаводы располагались в глубине территории — в России, а авиаремонтные заводы ближе к западной границе — в Украине. Сложившееся «разделение труда» сейчас не радует российский ОПК.
Ремонт и модернизация гораздо выгоднее разработок и производства новых самолётов, и отечественные предприятия хотели бы сами этим заниматься. Особенно, если речь идёт о зарубежных заказах. Туркменистан, Казахстан, Азербайджан и другие страны платят Украине десятки миллионов долларов за ремонт и модернизацию российских «МиГов». При этом никаких лицензий и разрешений от производителей украинцы не имеют.
В центре нынешнего скандала оказались двигатели РД-33-2С для истребителя МиГ-29, замкнутый цикл ремонта которых выполняет Луцкий авиаремонтный завод «Мотор». Вместе с 9 другими профильными предприятиями он входит в "Концерн „Авиаремонт“.
Представитель концерна заявил в ответ на обвинения в пиратстве, что вины украинской стороны в этом нет.
"Луцкое предприятие занимается серийным ремонтом РД-33 ещё со времён бывшего СССР, поэтому все технические вопросы, включая гарантированное высокое качество ремонта, давно отработаны, — сказал представитель „Авиаремонта“.
„Ситуация, когда разработчик авиатехники после распада Союза остался в одной стране, серийный производитель — в другой, а ремонтное предприятие — в третьей, типична“, — заявил он. По его мнению, несанкционированный ремонт российских двигателей вполне правомочен с точки зрения украинского законодательства.
„Идеальный вариант — это заключение соглашения с российской стороной об авторском сопровождении ремонтных услуг. И Луцкий завод неоднократно обращался в различные российские инстанции, включая Московское машиностроительное предприятие имени Чернышёва с предложением о заключении соответствующего коммерческого соглашения, но каждый раз безрезультатно“, — пожаловался представитель украинской стороны.
И сделал вывод, что обвинения в пиратстве имеют политические причины, а не технические.
Украина легко пережила отказ от сотрудничества. Авиаремонтные предприятия Минобороны республики самостоятельно освоили в полном объёме все технологические процессы ремонта практически всех самолётов и вертолётов российского производства.
Понятно недовольство отечественных двигателестроителей. Они уступают в конкурентной борьбе, поскольку вынуждены расходовать средства на научно-исследовательские и конструкторские работы, платят более высокие зарплаты и несут более высокие накладные расходы.
В таком случае, непонятно, как будут развиваться отношения стран в самолётостроении – ведь, как известно, Россия планирует возобновить финансирование совместного с Украиной проекта по созданию военно-транспортного самолёта Ан-70.
„Сейчас изыскиваются источники финансирования для продолжения работ по проекту Ан-70. Однако, скорее всего, его финансирование не будет осуществляться по линии Минобороны России“, — рассказал источник в Минобороны РФ.
По его словам, „российское Минобороны сегодня не нуждается в этом самолёте, но он может быть востребован другими ведомствами, например МЧС“.