Российское правительство пересмотрело квоту для трудовых мигрантов на 2008 год. Это было сделано в срочном порядке для исправления ситуации на рынке труда. Дело в том, что только одна Москва истратила выделенную квоту на 300 тысяч рудовых мигрантов уже в июне. Позже мэрия подавала еще две заявки: об увеличении квоты сначала на 60 тысяч, а потом еще на 240 тысяч человек. При чем в регионах сложилась практически схожая картина. В связи с чем и были утверждены новые лимиты на трудовых мигрантов, с ранее запланированных 1,8 млн человек, до 3,4 млн человек, то есть практически в два раза.
Напрашивается резонный вопрос, а почему такая неразбериха и путаница с квотированием иностранной рабочей силы. Как склонны утверждать лица знакомые с ситуацией, все это происходит: во-первых, по вине самих регионов, которые не желают навести сами у себя порядок, в связи с чем, постоянно увеличивают квоту. Во-вторых, это связано еще и с отсутствием тесного контакта между региональными властями, которые выступают посредником между работодателем и федеральным центром.
Но самое опасное, что нет четкого понятия, каких именно нужно трудовых мигрантов России. Простых дворников, которые метут метлой улицы, а летом сажают деревья и клумбы, или более высокого профессионального уровня мигрантов, способных трудиться в интеллектуальной сфере.
Вопрос трудовых мигрантов очень серьезная проблема, тем более для много конфессиональной России, где и так с большим трудом уживаются русские с мусульманами. Не стоит забывать, что многомиллионная армия мигрантов, безусловно будет ассимилироваться с обществом в котором бок о бок живет, а соответственно и вносить в русскую культуру свой характер и темперамент. Отсюда нависает опасность потери идентичности, индивидуальности. Но от трудовых мигрантов России никуда не деться, так как нехватка рабочей силы будет у нас в стране возрастать и в дальнейшем, пока мы не преодолеем демографическую яму.
Сейчас существует нехватка трудовых ресурсов для промышленности, и решение этой проблемы путем увеличения рабочих рук из-за границы точно не решит кадровый вопрос. Как правило, гасторбайтеры приезжают из стран бывшего СССР, где значительно ниже уровень зарплат и выше безработица, при этом менее развито высокотехнологичное производство. Поэтому их труд, как правило, привлекают либо на стройках, либо в области низко интеллектуальной сферы. Большинство кадровиков крупных предприятий жалуются на нехватку рабочей силы, так как очень сложно привлечь молодых людей к станку.
В свою очередь российское законодательство по отношению к трудовым мигрантам с каждым годом только ужесточается. Как может устроиться на тот же завод скажем сезонный иностранный рабочий, если ему необходимо раз в три месяца продлевать трудовую визу. Да и на предприятия таких работников не возьмут, законодательство не позволяет. Поэтому необходимо, как-то стимулировать молодых россиян к рабочим профессиям, а ввозить рабочую силу низкой квалификации совершенно неоправданно.
С увеличением трудовых мигрантов, современная Россия может повторить печальный опыт Франции, где чернокожее население начало заявлять о своих правах и проявлять свое недовольство через погромы и массовые беспорядки. Все это может обернуться и у нас в стране. Чего стоила только одна маленькая Кондопога, вспыхнувший пожар, которого вовремя успели потушить. Спровоцировать обострение ситуации с мигрантами может и новое положение в Федеральном Законе «О гражданстве Российской Федерации».
Закон устанавливает возможность приобретения иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими регистрацию по месту жительства на территории субъекта Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в рамках госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению из-за рубежа в Россию соотечественников, гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. В частности, не требуется соблюдение условий пятилетнего непрерывного проживания на территории России, наличия законного источника средств к существованиюи владения русским языком.