С парой сотен миллионов евро можно себе уже кое-что позволить. Возможность первая: можно перевести их в предрассветных сумерках по ошибке на счета только что обанкротившегося инвестиционного банка. Если не повезет, бульварная газета обзовет вас «глупым банкиром» и ваша пенсия окажется под вопросом.
Но лучше, конечно, инвестировать эту милую сумму в покупку второго дома где-нибудь в окрестностях Cote d'Azur — это будет возможность номер 2. То, что такую сделку можно провернуть тайно, доказал один предположительно российский бизнесмен в начале августа. Тогда сообщалось, что вилла Леопольда на французской Ривьере, которая в свое время служила летней резиденцией бельгийскому королю Леопольду Второму, была продана за 496 млн евро.
По некоторым данным, договор купли-продажи был оформлен у нотариуса в Ницце, сообщает региональная газета Nice-Matin. Еще никогда за „жилую недвижимость не платили больше“. До сих пор рекорд принадлежал „стальному барону“ Лакшми Митталу, но по сравнению с этой сделкой он в прошлом году отдал за виллу в Лондоне просто жалкую сумму — какие-то 147,28 млн евро. Имя нового владельца сначала было покрыто тайной. Ходили слухи, что речь идет о российском нефтяном миллиардере Романе Абрамовиче. Но к покупке виллы Леопольда Абрамович совершенно не причастен. Вместо Абрамовича, писала через несколько дней после первых сообщений о купле-продаже газета Nice-Matin, виллу Леопольда якобы приобрел его менее известный соотечественник Михаил Прохоров. Этот 43-летний русский некогда занимал пост генерального директора „Норникеля“. Через несколько лет на этой должности он сколотил состояние, которое оценивается в 13,5 млрд евро.
Официально Прохоров — владелец инвестиционной компании ОНЭКСИМ. С недавних пор он издает глянцевый журнал — но это, скорее, хобби. Гламурный журнал носит название „Сноб“. В своем блоге на интернет-сайте ОНЭКСИМ Прохоров опровергает информацию о покупке виллы Леопольда вместе с 8 гектарами парка и 1200 кипарисами, апельсиновыми, лимонными и сливовыми деревьями.
Достоверно ли это опровержение, покажет время. Тем не менее не вызывает сомнений тот факт, что район между Cote d'Azur и Cap Ferrat — самое дорогое место Cote d'Azur — все чаще сдается под натиском нуворишей. Вот уже 5 лет можно наблюдать, что многие российские супербогачи готовы заплатить почти что любую цену, чтобы застолбить местечко в „бухте миллиардеров“. Около 50 российских более чем успешных предпринимателей, по некоторым данным, уже приобрели там дома или, по крайней мере, обзавелись квартирой.
Спрос повлек за собой стремительный рост цен, причем для некоторых покупателей речь как будто идет о том, чтобы заплатить как можно больше, дабы поразить соседа. Маклер, продающий элитную недвижимость, Жан-Марк Бру однажды столкнулся с тем, что покупатель заплатил 30 млн за виллу, за которую просили 15 млн. „А потом он всем рассказывал, что отстегнул двойную цену“, — рассказывает Бру, возглавляющий в курортном местечке Villefranche филиал компании Laforet, продающей недвижимость.
Если кто-то хочет купить сегодня виллу в Беверли-Хиллз, можно уложиться в 5 млн долларов, считает маклер. В Saint-Jean за эти деньги даже морем не полюбуешься. В 2005 году олигарх Андрей Мельниченко потратил на свадебную вечеринку — он женился на модели из Сербии — в отеле Cap d'Antibes 15 млн евро. Публику на вечеринке развлекала Уитни Хьюстон. При этом поп-дива пела на разогреве — за ней выступали Кристина Агилера, а также отец и сын Иглесиасы. Угощения для гостей, среди которых были и Владимир Путин, и сосед Абрамович, готовил именитый шеф-повар Ален Дюкасс.
Мотовство российской элиты вызывает у местных жителей смешанные чувства. Владелец магазинчика деликатесов в центре Антиба говорит, что предпочитает воздержаться от комментариев — в конце концов, русские „очень, очень хорошие клиенты“. А бургомистр Saint-Jean-Cap-Ferrat (Морские Альпы) Рене Вестри признает, что суммы, потраченные на покупку некоторых домов, были „несколько неприличными“. В среднем квадратный метр стоит здесь 30 300 евро, в результате после проведенных исследований компания Knight Frank назвала это место самым дорогим в мире.
Бургомистр считает, что шансы попасть сюда для „маленького человека“ равны нулю. Хотя так здесь было всегда, разве что вы чистильщик бассейнов или садовник. И не важно, какую виллу „маленький человек“ не может себе позволить — за 5 млн или за 500 млн. Тем не менее, признает Рене Вестри, миллиардеры создали здесь тысячи рабочих мест — за счет строительства, ухода за садами, работы по дому.
Торговца колбасными изделиями Тони Тоалбиа заоблачные цены на местную недвижимость не интересуют, лишь бы платежеспособные русские покупали его продукцию на 300 евро в неделю. Продавец овощей Бернар Фревиль тоже доволен тем, что русские покупают „в больших количествах“, „постоянно хотят только самое лучшее“ и „платят наличными“.
В Канне владельцы ночных клубов, таких как Baoli или Palais Club, радуются щедрым клиентам — например, недавно прошла в порту выставка яхт Festival de Plaisance, и информация в проспектах была подготовлена в основном на русском языке.