Коммуникационная группа ESGroup, главный поставщик «заказухи» на отечественные телеканалы, в последнее время с завидной регулярностью делает громкие заявления о расширении сферы своей деятельности. То она создает предвестник интернет-телевидения – сайт «Украинский бизнес-ресурс» («УБР»), то готовится к запуску нового бизнес-канала «УБР», то открывает бесплатную школу по подготовке журналистов и телеведущих…. Активизация ESG в информ-пространстве вызывает ряд вопросов – долгое время «отмалчивающаяся» и пытавшаяся держаться в тени компания вдруг начинает активно пиариться и привлекать к себе внимание. К чему бы это?
Цена вопроса ESG
Коммуникационная группа ESG была создана в 2000 году. Сегодня компания позиционирует себя как ведущий производитель бизнес-контента в Украине, но по сути является поставщиком оплаченных заказчиком информационных сюжетов. Основной вид деятельности – выпуск программ бизнес-направления для 7 украинских телеканалов: программа «Деловой мир» для Первого национального канала, «Эра бизнеса» для ТРК «Эра», «Деловые факты» для ICTV, «Бизнес плюс» для СТБ, «Цена вопроса» для НТН и др.
Основатель ESG и бессменный её генеральный директор Юрий Каплуненко, как пишут «Грани» (http://www.grani.kiev.ua/exp.php?ni=4124&type=1&v=print&PHPSESSID=98fe772dac8c691fce37009461bb957e), «свою карьеру медиа-бизнесмена начал с того, что напечатал за свой счет визитки, в которых заявил себя продюсером УТН («Українські телевізійні новини» на канале УТ-1), стал посещать офисы потенциальных рекламодателей и ненавязчиво предлагать свои услуги по размещению рекламы в блоках новостей ». Таким способом Каплуненко со временем не только собрал необходимые средства, закупил технику и открыл собственную продакшн-студию ESG, но и навсегда «присосался» к бездонному бюджету Национальной телекомпании.
Неоднократно в СМИ подчеркивалось, что своему «прорыву» Каплуненко должен быть признателен близким связям с семьей Анатолия Кинаха, который в период становления ESG был премьер-министром Украины. Такая «близость» позволила Юрию Владимировичу выйти на нужных людей, которые ему создали (естественно, за определенные вознаграждения) парниковые условия на УТ — 1. Среди главных покровителей Каплуненко на гостелевидении называют тогдашних главу ТРК «Эра» Юрия Захарченко (который до 2000 года занимал пост вице-президента Национальной телекомпании Украины), первого вице-президента НТКУ и директора «УТН» Александра Бутко, а также президента НТКУ Вадима Долганова.
Каплуненко за копейки получил для ESG в аренду площади в здании Национальной телекомпании (Киев, Мельникова, 42), и главное — бесплатный доступ к телеэфиру УТ-1. Апофеоз этих благ — гостелевидение само платит группе ESG за то, что компания демонстрирует свои программы на национальном канале. Официально вот уже свыше 7 лет это выглядит как приобретение программного телепродукта (причем по рыночным ценам), изготовленного ESG по заказу Национальной телекомпании. Со временем ESG замкнуло на себе львиную долю госэфира (сегодня это до 10 часов в неделю), программы продакшн-студии демонстрируются в самый дорогой для «сбора сливок» с рекламы период – в «прайм-тайм». А потом каждый год ревизоры удивляются, почему при колоссальных вливаниях из госбюджета и поступлениях рекламы, в кармане НТКУ пусто.
Первым шагом ESG в плане продакшина стало производство в 2002 году программы «Деловой мир» («Діловий світ») — это своеобразная врезка в основном выпуске новостей на Первом национальном канале, которая демонстрируется после малозаметной отбивки и внешне выглядит как полноценное продолжение блока новостей. Усиливает эффект и то, что программа идет с использованием символики Первого национального. Такого рода «хитрости» рассчитаны на платежеспособных бизнесменов, которые не вдаются в нюансы ТВ-эфира и готовы платить, чтобы об их успехах (или о проколах конкурентов) узнала вся страна. Таким образом, продакшин Каплуненко — типичная «джинца» (чего изволите за ваши деньги), прикрываемая формой новостей.
В итоге, карман Каплуненко, в отличие от бюджета Национальной телекомпании, очень даже неплохо себя чувствует. Ещё бы! Ведь ESG первоначально получает оплату от «героев» сюжетов своих программ, а потом еще и от телекомпаний, которым эти программы поставляет. Согласно прайс-листу ESG, в 2006 году официальная стоимость 1 минуты сюжета в программе «Деловой мир» доходила до 10200 грн., сегодня конфликтный сюжет обходится около 36 тыс. грн. Конечно, телекомпании осведомлены о том, что покупают, а пресс-службы «толстосумов» – за что платят их боссы (которым, естественно, о деталях сделки никто не докладывает), но великий «Откат» закроет глаза на что угодно.
(Кстати, новостная «врезка» — не ноу-хау Каплуненко, он позаимствовал эту идею у пресс-секретаря премьера Пустовойтенко — Валерия Никоненко, по инициативе которого в новости врезали 10-минутную правительственную программу «Уряд: час дій». Сегодня подобная «фишка» используется практически всеми телеканалами).
Госбюджет – основной источник доходной части Каплуненко. Долгосрочные контракты с Первым национальным являются, конечно, главной формой заполучения денег налогоплательщиков, но не единственной. Тендеры – еще один способ приобщиться к неиссякаемым бюджетным закромам. Причем создается впечатление, что инициатором и разработчиком большинства тендеров, которые выигрывала ESG, была именно компания Каплуненко. Руководители министерств и ведомств меняются у нас с завидным постоянством. При этом у «новичков» порой не хватает ни IQ, ни времени в своих ведомственных вопросах разобраться, не говоря уже о сопутствующих направлениях типа формирования связей с общественностью. Кому, как ни г-ну Каплуненко и его прикормленным человечкам в госорганах, взять на себя роль консультантов в вопросах, как нужно пиарить себя в глазах народа и вышестоящего начальства, да еще при этом получать «увесистую» прибыль. Пример тому ежегодный тендер, проводимый Министерством транспорта и связи. Суть проекта такова: победитель конкурса (априори – ESG) производит для министерства 15-минутную еженедельную программу об успехах деятельности в вопросах железнодорожных перевозок, которая должна транслироваться во всех регионах Украины. Согласно условиям, ESG производит продукт и обеспечивает его выход в эфир (т.е. за определенные суммы договаривается с телекомпаниями — преимущественно с государственными областными ТРК, т.к. «договор» с ними обходится дешевле). В прошлом году сумма тендера составляла порядка 15 млн. грн. (примечательно, что сумма тендера – величина переменная, а вот объем «отката» сотрудникам министерства постоянен – 30%). То есть за 15 миллионов государственных средств железнодорожники посредством ESG рассказывали, как всё у них «гарнесенько та чудернасенько». При этом все были счастливы: и «нужные люди» из министерства, которые пошли на встречу победителю тендера, и областные ТРК, и, естественно, ESG. По сути, в апреле-мае должен пройти аналогичный конкурс на пиар железнодорожников, посмотрим, изменятся ли имена победителей при г-не Винском.
Замок на песке
Первым сигналом о будущем крахе «империи Каплуненко» послужила инициатива создания на базе Первого национального канала Общественного телевидения, в идею которого не вписывались схемы ESG.
«При существующей системе функционирования государственного бюджетного канала, в силу возрастающего внимания к ее непрозрачности и коррупционности, схема нынешней работы компании ESG может вскоре оказаться невозможной в нынешнем виде. Даже если на Первом национальном все и останется так, как сейчас, то рано или поздно (скорее всего, в ближайшие год-два) вопрос об увеличении прозрачности работы будет только нарастать. Как, соответственно, и давление на ESG», — считает Тарас Загородний (http://www.telekritika.ua/media-rinok/virobnitstvo/telebachennya/2008-03-19/37244).
К тому же, в нынешней форме ESG не угнаться за темпами развития отечественных каналов. И если раньше Каплуненко запудривал мозги, что программы, приобретенные у ESG, обходятся на 30% дешевле собственного производства, то сегодня телеканалы могут и пересмотреть свои реальные затраты. И здесь вопрос не только в финансах – ведь латая долгие годы дыры эфира с помощью субпродуктов ESG, каналы упустили возможность развивать собственные аналогичные проекты. (И надо сказать, что пока каналы «упускали», их менеджмент только «наращивал» объемы своих доходов за счет демонстрации «джинсы» от Каплуненко. Как пишет «Телекритика» (http://www.telekritika.ua/media-rinok/virobnitstvo/telebachennya/2008-03-19/37244), «менеджмент Первого национального устраивал … фактор ежемесячного получения от ESG четко определенной суммы в четко обусловленную дату». Но «откат» — это движение в обе стороны, и у ESG есть свои «приемные дни», когда каплуненковцы «мешками» принимают «благодарности» от лояльных пресс-служб, рекламных и пиар — агентств).
Ситуацию обостряют и внутренние конфликты в компании, накопившиеся за эти годы. Постепенно Каплуненко «уходит» тех, с кем начинал становление ESG. Наиболее значимым и громким был разрыв с автором и ведущим программы «Деловой мир. Неделя» Олегом Пелиховским, который считался мозгом «телевизионного киоска обмена валют». Уход Пелиховского был самой большой ошибкой Каплуненко, которая послужила сигналом для других – на ESG пошла череда увольнений с формулировкой «по собственному желанию».
«Политика по отношению к людям вообще кошмар! Журналисты выбивают повышение гонораров, операторы работают за копейки, а г-н Каплуненко не знает куда вложить очередной «честно» заработанный миллиончик — в недвижимость или авто!», «Зарплата в ESG черная, светят по ведомостям от 400 грн. до 600 грн.», «Тут давно вже на потрібні професіонали. Тільки бабла — побільше. Сто гривень штраф з одного журналіста, сто з іншого, ще кілька гривень з продюсерів (у багатьох і так зарплата $200-300) для Каплуна на мерс чи модняцькі туфлі чи костюмчик. Щоб отримати штуку кореспондент ма º написати за місяць понад 30 сюжетів!!!! А ведучій заробляº за місць усього 250 у.е. Рабство!!!!!» — это только несколько комментариев, оставленных на сайте «Телекритика» бывшими и нынешними сотрудниками ESG.
Постепенно Каплуненко избавился от специалистов, которые заложили фундамент его «замку на песке», более прозорливые – ушли сами… Из тех, кто начинал работать с ним, остались буквально единицы, и то технического персонала. Теперь его ближайшее окружение — несколько одиноких, неудовлетворенных профессиональной реализацией женщин бальзаковского возраста. С кем в таком случае собирается Каплуненко реализовывать свои грандиозные медиа-идеи?
Вероятно, с выпускниками ВУЗов, которых компания набирает в «Школу ESG». Согласно пресс-релизу ESG, обучение по специальностям тележурналист и ведущий деловых программ будет бесплатным. И это не от доброты душевной и заботе о молодом поколении, просто ESG не имеет лицензии на предоставление полноценных образовательных услуг. Естественно, ни о каких лицензированных в Министерстве образования сертификатах по окончанию обучения речи не идет, «Школа ESG» — это не более чем громкое название очередного проекта, а по сути – элементарная стажировка юных журналистов по производству «заказняка».
Правда, не понятно, на что рассчитывает Каплуненко? Ведь, не выстроив кадровую политику, он не сможет удержать у себя даже молодёжь. И таким самым «Школе ESG» будут только благодарны каналы-конкуренты, которые переманят к себе журналистскую поросль (мастера «джинсы» сегодня нужны всем). Правда, зная Каплуненко, он в любом случае попытается подстраховаться. И в связи с этим хочется предостеречь будущих участников проекта – читайте внимательно документы, которые вам предложат подписать, иначе вы окажетесь «рабами» ESG без права перехода на иной канал или за свою свободу вам придется выплатить «неустойку».
Третье пришествие УБР
Правда, пока бизнес-канал остается не более чем мечтой. Почуяв неладное с попытками формирования Общественного телевидения, в декабре 2006 года ESGroup выбивает себе лицензию на спутниковое вещание. Согласно лицензии, в течение года компания должна была запустить в эфир спутниковый бизнес-канал под логотипом УБР. Но проект не был запущен, и Нацсовет по вопросам телерадиовещания, несмотря на уговоры и оправдания представителей ESG, аннулировал первоначальное разрешение.
ESG пришлось снова оформлять все документы, проходить инстанции, оплачивать официальные сборы, чтобы 13 февраля 2008 года повторно получить лицензию на спутниковое вещание канала УБР. При этом на заседании Нацсовета представители ESG «слёзно» пообещали выйти в тестовый эфир до 13 июня 2008 г. Но данное обещание было не более чем «реверенсом» в сторону контролирующего органа – по закону канал опять имеет год, чтобы начать вещание. И даже если ESG не сдержат своего слова, то кроме чести компания ничего не потеряет.
При этом буквально через неделю, на последней своей пресс-конференции Юрий Каплуненко заявил, что штатное расписание «УБР» будет сформировано лишь в октябре-ноябре 2008 года, а сам канал должен появиться в сетях кабельных операторов начиная с февраля 2009 г.
Судя по такому развитию событий, «УБР» придется третий раз вымаливать лицензию на вещание…
С тегами: Украина