Главная » Компании » Маленькие плюсы большого кризиса

Маленькие плюсы большого кризиса

И снова как всегда: “Муму” Тургенев написал, а памятник Пушкину ставят.

Злосчастный кризис в Америке начался, а у нас ведь только последствия. Виноваты в нем тоже США (и это не только нашего премьера мнение). В конце концов мы ведь нефтедобывающая страна, а Штаты — нет. И тем не менее цены на бензин за океаном упали за последний месяц на 15%, а у нас на 1,5%. А ведь топливо — такой товар, от цены которого зависят цены почти на все. И Америка уже дождалась. В августе впервые за два года у них упал индекс потребительских цен. Пока ненамного, но это только начало.

А у нас… Да вы сами все видите.

Тяжело же НАМ живется во время ИХ кризиса.

До чего кризис доводит людей! В понедельник вечером на юго-востоке Москвы был украден груз мясного фарша на сумму 3 млн. рублей. Шутки шутками, но если покупку нового телевизора или компьютера можно отложить на более хорошие времена, то кушать не просто хочется, а надо каждый день. И потому “МК” продолжает свой проект по ежемесячному мониторингу цен на продукты питания. Тем более что министр финансов Кудрин на днях сказал, что из-за мирового кризиса инфляция у нас будет немного ниже, чем ожидали.

Итак, все как всегда, те же четыре торговые точки. Те же самые продукты питания. Только на этот раз мы решили сравнить нынешние ценники с показателями начала нашей работы по этому проекту в марте и с августом. Когда у нас, собственно, кризис и стал проявляться: сначала из-за грузино-югоосетинского конфликта, а потом и на общей мировой волне.

Неутешительная картинка получается, дорогие товарищи. Если бы наш ВВП рос такими темпами, как цены на прилавках, то мы удвоили бы его максимум года за полтора, а не за 10. Робкие высказывания экспертов, что снижение потребления из-за кризиса вынудит торговлю и производителей продуктов умерить аппетиты и повышать стоимость продукции более медленными темпами, пока не оправдываются. Во-первых, потому, что на своей потребительской шкуре мы кризиса еще не ощутили. Зарплаты какими были, такими и остались. Скорее, наоборот, раз копить на какую-то новую покупку сейчас стало гораздо проблематичнее, с получением кредитов тоже проблемы, так не лучше ли наесться вдоволь.

Тем более что в любые кризисные времена наш народ всегда готов затариться по самую макушку, чтобы потом натыкаться на всякие банки, склянки и мешки и материть власть за кризис, потирая ушибленную коленку. А что поделаешь, опыт жизни в нашей стране и не такому научит.

Именно этими соображениями, наверное, можно объяснить рекордный взлет цен на макаронные изделия и рис. Из “долгоиграющих” продуктов еще масло растительное, но у многих оно, наверное, пока не прогоркло с прошлогодних осенних закупок, когда никакого кризиса не было, а цены взлетели как бешеные.

Настораживает, что цена на картошку сейчас, в период, когда она самая дешевая, держится практически на уровне марта. Она еще может падать в стоимости, но максимум в течение 2—3 недель, а потом пойдет вверх. А это значит, что картошечку по 20 рублей в конце зимы — начале весны следующего года мы уже точно не увидим. Если будем покупать по 25—27 рублей за кг, то можно считать, что нам крупно повезло. В общем, сезонный падеж цен не оправдал ожиданий правительства. Дефляции не случилось. И теперь стоит ожидать, что цены будут расти темпами 1-го квартала.

По осени стали расти в цене не только колбаса с сосисками, но и яйца, которых у нас производится столько, что ими можно завалить всю страну. А что поделать, издержки растут, энергия дорожает, а бензин в цене не падает, хоть нефть с рекордных почти 150 долларов упала более чем вдвое — ниже 75.

С бензином у нас происходят вещи совершенно удивительные. Вернее, с ценами на него практически ничего не происходит. И это для всего мира удивительно. Но только не для нашей власти.

Вот, например, как менялись средние розничные цены в данный период на столичных АЗС.

Динамика цен на АЗС Москвы (в рублях за литр)*
Дата
ДТ
АИ-80
АИ-92
Аи-95
11.08
25,59
21,65
24,85
25,86
22.09
24,88
21,18
24,23
25,39
13.10
24,88
21,16
24,22
25,37
* По данным Московской топливной ассоциации

С марта по август дизельное топливо в столице подорожало на 28,7%, АИ-80 — на 26,4%, АИ-92 — на 20,2%, а АИ-95 — на 19,3. Причем оно продолжало по-прежнему дорожать, когда нефть уже падала в цене все последние месяцы.

Небольшой отскок вниз начался лишь с конца августа. Но рассчитывать на удешевление такими же темпами мог только экономист, изучавший лишь западную экономику и не знакомый с нашей. По состоянию на 13 октября ДТ подешевело по сравнению с пиковым значением августа аж на 2,8%, АИ-80 — на 2,2%, АИ-92 — на 2,5%, а АИ-95 — на все 1,9%. В Штатах бензин упал в цене на порядок больше, чем в нашей нефтедобывающей отчизне.

Можно, конечно, опять сетовать, что налоговая система у нас не такая, как у них. Что, дескать, в каждом литре бензина 60% стоимости забирает себе государство. Но уже надоело. Нефть упала на 50% с хвостиком, а бензин — на 2%.

Продукт, который заложен в стоимость практически всех товаров и услуг, востребуемых рядовыми потребителями. Гражданами страны. ИЗБИРАТЕЛЯМИ, в конце концов (это я для власти, или они думают, что выборов вообще скоро не будет?)!

Кстати, бензин стал дешеветь у нас еще и потому, что нефтяные компании (которые у нас сплошь вертикально интегрированные от добычи до розничной продажи) попали в ножницы пошлин. В условиях дешевой нефти платить высокие пошлины и гнать “черное золото” на экспорт стало не так выгодно, как раньше, и компании начали насыщать наш рынок. Предложение увеличилось при прежнем спросе.

Но наше доброе правительство с 1 октября снизило пошлины, чтобы облегчить жизнь нефтяной отрасли. И теперь они опять гонят ее на экспорт.
КАК В США МЕНЯЕТСЯ СТОИМОСТЬ БЕНЗИНА НА ФОНЕ ПАДЕНИЯ ЦЕН НА НЕФТЬ
Средняя цена за галлон бензина в США — Regular

$3,206 (сейчас)
$3,733 (месяц назад)
Снизилась на 15%

Средняя цена за галлон бензина в США — Premium

$3,444 (сейчас)
$4,012 (месяц назад)
Снизилась на 15%

По данным Oil Price Information Service.

Пока четких данных, позволяющих говорить о том, что снижение цен на бензозаправках привело к аналогичным процессам в американских супермаркетах, нет, но потребители высказывают надежды, что это произойдет. Если говорить о взаимосвязи между ценами на топливо и потребительские товары, то ее можно проследить на таком примере: по данным министерства труда США, в мае на фоне роста цен на энергоносители и продукты питания потребительские цены в Штатах выросли за месяц на 0,7%. При этом цены на энергоносители в мае выросли на 5,4 процента, тогда как цены на бензоколонках на горючее выросли на 10,5 процента. А в августе потребительские цены в США впервые за почти два года упали, что напрямую связано со снижением цен на горючее.

МЕЖДУ ТЕМ

История с запланированным еще летом правительственным часом в Госдуме, на котором глава Минфина Кудрин и глава Центробанка Игнатьев должны были рассказать об эффективности использования Стабфонда, чем дальше, тем больше приобретает анекдотический характер. 17 сентября г-н Кудрин не пришел в Думу, сославшись на командировку в Ижевск. (Она была отменена сразу же после переноса правительственного часа.) 1 октября г-н Кудрин не пришел в Думу, сославшись на совещание в правительстве, но вместо этого “засветился” на конференции, организованной одной из газет.

На прошлой неделе пошли разговоры о том, что долгожданное мероприятие все-таки состоится 15 октября. Но нет, не состоится: вчера после Совета Думы 1-й вице-спикер Олег Морозов сообщил журналистам, что все опять переносится “по техническим причинам”. Точную дату назвать теперь уже никто не берется.
Список продуктов
На рынке
В магазине шаговой доступности
В супермаркете экономкласса
В супермаркете более высокого класса

Молоко (литр)
65-42-40 (-38,5 — -4,8) 44-35-40 (-9,1 — +14,2)
44-34,2-34,9 (-20,7 — +2)
46-46,7-44 (-4,4 — -5,8)
Мясо, говядина (кг) 170-180-199 (+17 — +10,5) 183-230-250 (+36,6 — +8,7) 176,5-189,9-199 (+12,7 — +4,8) 250-278-310 (+24 — +11,5)
Колбаса вареная (кг) 190-233-235 (+23,7 — +0,1) 146-264-303 (+107 — +14,8) 177-199-235 (+32,8 — +18,1) 208-255-300 (+44,2 — +17,6)
Сыр (кг) 250-222-239 (-4,4 — +7,7) 285-252-287 (+0,7 — +13,9) 275-225-231,9 (-15,6 — +3) 280-323-316 (+12,9 — -2,2)
Яйца (1 десяток) 33-40-44 (+33 — +10) 47-35-48 (+2 — +37) 33-32-33,6 (+1,8 — +5) 37,6-45,5-48 (+27,7 — +5,5)
Творог, 18% 98-90-84 (-14,3 — -6,6) 135-116-98 (-27,4 — -15,5) 148-150-153,2 (+3,5 — +2,1) 144,8-138-155,5 (+7,4 — +12,7)
Картофель (кг) 18-25-18 (0 — -28) 20-18-19 (-5 — +5,5) 24,5-22,9-13,5 (-45 — -41) 13,5-23,3-17,4 (+29 — -15,3)
Капуста (кг) 25-18-17 (-32 — -5,5) 25-15-19 (-24 — +26,7) 19,9-17,9-7 (-65 — -60) 33-10,5-8,9 (-73 — -15,2)
Масло растительное (литр) 50-79-77 (+54 — -2,5) 70-84-82 (+17 — -2,4) 46-75-74,4 (+61,7 — -0,8) 51,9-82,5-82,9 (+59,7 — +0,4)
Масло сливочное (кг) 200-178-190 (-5 — +6,7) 240-215-235 (-2,1 — +9,3) 165-158-199,5 (+21 — +26,3) 225-221-228,5 (+1,5 — +3,4)
Сахар (кг) 22-25-27,8 (+26,4 — +11,2) 25-25-27 (+8 — +8) 22,1-19-19,9 (-10 — +4,7) 21-21-23,9 (+13,8 — +13,8)
Сметана (кг) 125-108-130 (+4 — +20,4) 125-106-130 (+4 — +22,6) 76-96-96 (+26,3 — 0) 84-118-118 (+40,4 — 0)
Хлеб пшеничный высшего сорта (кг) 32,5-35,9-37,5 (+15,4 — +4,4) 37-36,3-35 (-5,5 — -3,6) 45-32,5-32 (-28,9 — -1,6) 48-49-39 (-19 — -20)
Рис (кг) 37-42-45 (+21,6 — +7,1) 27-49-52 (+92,6 — +6,1) 29-32-33,9 (+17 — +6) 20,2-51,6-50.7 (+151 — -1,8)
Вермишель (кг) 24-41-66 (+175 — +61) 31,1-59-68 (+119 — +15,3) 27,5-41-69 (+151 — +68) 37-64-63 (+70,3 — -1,6)
Морковь (кг) 25-45-25 (0 — -44,5) 25-30-24 (-4 — -20) 17,5-38-17,5 (0 — -54) 19,2-36,5-19 (-1,1 — -48)
Цены в руб. даны в следующей последовательности: март—середина августа — середина октября (в скобках: изменение цен в октябре, в % к марту — % к августу)

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.