Главная » Компании » В «эпицентре» финансового кризиса. Чего лишились американцы

В «эпицентре» финансового кризиса. Чего лишились американцы

«Мы уже не заливаем в свою машину лучший бензин, ограничиваясь самым дешевым», — признается в разговоре на заправке владелица большого вэна «Ниссан Куэст» Бренда Моран. «У меня четверо детей, и возить их после школы на дополнительные занятия удобнее на такой машине, а муж уже давно „пересел“ на общественный транспорт, так дешевле», — добавляет она. Муж Бренды оказался финансовым аналитиком. К счастью для семьи, он работает в филиале одного из швейцарских банков в Нью-Йорке и ни под какие сокращения не попал. «А я уже с прошлого года не работаю, потому что наша небольшая фирма попросту разорилась», — грустно говорит женщина.

Выяснилось, что она архитектор — в небольшой частной компании проектировала жилые дома для состоятельных людей. «У нас перестали заказывать проекты, сейчас никто ничего не строит, тем более по дорогим эксклюзивным эскизам», — сокрушается Бренда. Работу не по специальности она искать не хочет. Не горничной же ей идти в гостиницу. Сейчас она временно трудится в антикварном магазинчике своей приятельницы, помогая оставшимся состоятельным людям подбирать мебель.

Растущие цены на еду и коммунальные услуги «съедают» у большинства американцев основную часть бюджета. По личным наблюдениям, мой счет за газ и электричество увеличился за последний год примерно на треть. При этом стоимость аренды жилья выросла менее значительно — примерно на 10%. Что касается продуктов питания, то цены на них за последний год скакнули резко — в среднем на 30%. Например, пакет молока (полгаллона — 1,9 литра) стоил год назад в зависимости от магазина и района 1,3-1,5 доллара, сейчас — 2-2,5 доллара. Дюжина яиц — 1,10-1,20, сейчас 1,60-1,80 доллара. Заметно подорожал хлеб: тот сорт, который я покупала примерно за 2,5 доллара, теперь «тянет» на 3,5-4 доллара.

Цены на автомобили остались примерно на том же уровне, а объемы продаж резко снизились. Только в сентябре продажи у «Форда» упали на 34%, у «Крайслера» — на 33%. Не лучше обстоят дела со сбытом продукции на американском рынке и у японских автогигантов: корпорация «Тойота» продала в сентябре на 32% меньше автомобилей, чем обычно, «Ниссан» — на 37%, «Хонда» — на 24%.

В газетах регулярно появляются статьи, как и на чем нужно экономить, но советы, как правило, банальны и сводятся к тому, что надо стараться искать скидки в магазинах и чаще готовить еду дома, реже питаться в ресторанах или заказывать готовую еду домой, что американцы в крупных городах всегда практиковали.

Всеобщее мрачное настроение особенно отчетливо ощущается в «эпицентре» финансового кризиса — на Уолл-стрит, где расположена Нью-Йоркская фондовая биржа. Раньше улыбчивые брокеры и сотрудники престижных офисов выходили обедать по соседству — в довольно дорогие кафе и рестораны: они могли себе это позволить. Теперь такие предприятия «общепита» заполнены наполовину, а с лиц посетителей не сходит хмурое выражение. Выходящие покурить из здания биржи трейдеры также не слишком приветливы. «Я не хочу называть свое имя. И рассказывать о работе тоже не буду. Я хочу, чтобы этот бардак поскорее закончился», — говорит, не особо подбирая выражения, один из брокеров.

Кризис лишил американцев сна. Причем не в переносном, а в самом прямом смысле. Это выяснилось в ходе опроса общественного мнения, проводившегося по заказу компании «КомПсик корпорейшн». 92% респондентов считают: ухудшение состояния экономики страны не дает им уснуть или заставляет просыпаться по ночам. Примерно треть участников опроса лишает сна беспокойство, вызванное постоянным ростом цен и стоимости жизни. Еще около 30% потерявших сон признались, что им не дает покоя задолженность по кредитным картам. 20% не могут спать из-за раздумий по поводу выплат кредита за дом, еще 20% — беспокоятся по поводу пенсионных накоплений.

Из-за кризиса американцы лишились своей самой главной «психотерапевтической» процедуры — шопинга. Если еще год назад большинство из них могли позволить себе походы по магазинам без особой оглядки на семейный бюджет, то теперь ситуация в корне изменилась. Большинство жителей США почти перестали совершать «набеги» на промтоварные магазины и из-за недешевого бензина резко уменьшили количество поездок за продуктами.

Резко снизились продажи ювелирных изделий, особенно в ценовом сегменте от 2 до 15 тысяч долларов. Упали продажи электроники, в том числе столь любимых жителями США жидкокристаллических и плазменных телевизоров. И чтобы как-то поддержать интерес покупателей, продавцы этого вида товаров сделали большие скидки, в том числе на новомодные DVD-проигрыватели «Блу рэй».

Экономить стали даже на лекарствах. Если раньше многие покупали только препараты, изготовленные известными фирмами, то сейчас резко выросли продажи аналоговых лекарств.

Согласно прогнозам, нынешний сезон приобретения рождественских подарков принесет торговцам самую маленькую прибыль за последние 24 года. Чтобы избежать этого, целый ряд магазинов начнет в этом году сезон рождественских распродаж раньше обычного — примерно в середине ноября. Однако специалисты затрудняются сказать, принесет ли это желаемый эффект.

Американцам пришлось отказаться и от другого любимого развлечения — еженедельных семейных походов в ресторан. Это еще недавно могли себе позволить даже не самые обеспеченные, однако теперь жизнь настолько подорожала, что даже многие представители среднего класса отложили посещение предприятий «общепита» до лучших времен, предпочитая готовить дома.

Письмо в «Известия»

Главное — не потерять работу

«Привет из США, дорогие „Известия“! В полном объеме кризис до нас, простых американцев, пока не дошел. Есть, правда, его некоторые признаки: подорожали, но пока не смертельно, продукты и коммунальные платежи. Пока мы только понимаем, что самое неприятное — потерять работу, которую в условиях финансовой нестабильности найти очень трудно. Тем более нам, пожилым простым американцам. Рождество наши знакомые и соседи предпочитают встречать дома. Правда, у нас есть бесплатные билеты в Бостон и обратно (авиакомпания продержала нас лишних 8 часов в предыдущую поездку, теперь они у нас в долгу). Но этот подарок может, конечно, накрыться вместе с авиакомпанией.

Насчет покупки дома — мы думаем об этом. Пока я просто приглядываюсь к ценам, не вижу большой разницы. Одни наши знакомые только что купили дом, то есть кто-то его им продал. Если ты не покупал сдуру дом по неадекватно завышенной цене, то ты его и продашь без особых потерь. У нас, простых американцев, есть свои соображения насчет жилищного мыльного пузыря — никто не заставлял человека брать кредит, который ему не под силу. Когда мы покупали дом, мы рассмотрели наши возможности и поделили эту цифру пополам — на случай если кто-то из нас потеряет работу».

Галина Черкасская, 56 лет Питтсбург (Пенсильвания)

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.