Нефть в Сибири будут добывать вьетнамцы, а «Газпром» обоснуется на шельфе Южно-Китайского моря — так выглядит новый энергетический альянс, заключенный в понедельник в Кремле президентами России и Вьетнама — Дмитрием Медведевым и Нгуен Минь Чиетом. И это — плюс к уже давно устоявшимся нефтяным отношениям в виде совместной компании «Вьетсовпетро», которая за время своего существования принесла России прибыль ,5 млрд.
Но собственно переговоры в итоге закончились даже не подписанием соглашений, а вручением лучшим — с точки зрения Ханоя — российским гражданам вьетнамских орденов и медалей. И, в общем, было вполне логично, что получили их главы тех компаний, в названии которых есть слово «нефть» или «газ».
Для глав компаний, впрочем, лучшей наградой были сами контракты. Среди подписанных соглашений, как с особым нажимом подчеркивал Медведев, немало и «проектных документов, что особенно ценно для текущей ситуации». В итоге «Газпром», заключивший контракт с вьетнамскими партнерами, получил доступ к месторождениям, чьи запасы измеряются сотнями миллиардов кубометров газа, вьетнамская же компания получила 49% акций в совместном с «Зарубежнефтью» предприятии, работающем в Ямало-Ненецком округе. Возможна, заявил Медведев, и совместная работа «в третьих странах».
О совместном прошлом, не связанном с нефтью, Медведев предпочел не вспоминать. Зато это с лихвой сделал Нгуен Минь Чиет, заверявший, что «и настоящие поколения, и будущие» очень ценят оказанную в свое время Москвой помощь, «очень огромную, бескорыстную и эффективную». И впредь надеются на нее — «поскольку Вьетнам является слаборазвитой страной».
Прошлое или что еще, но в итоге в чем-то Вьетнам смог пойти дальше своих куда более сильно развитых соседей. Во всяком случае, вчера в Кремле было подписано соглашение о реадмиссии — принудительном возвращении нелегальных мигрантов. Теперь именно Вьетнам будет нести всю ответственность, в том числе и финансовую, за попавших в Россию с его территории нелегалов.
Несколько лет назад Россия подписала аналогичное соглашение с Евросоюзом — предполагалось, что это облегчит решение всех визовых вопросов. С визами проще не стало, но в итоге мы сами оказались чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы создать режим реадмиссии со странами — «поставщиками» нелегалов, иначе придется отвечать, например, за таджикских или китайских мигрантов. Чтобы все работало, должна быть создана целая цепочка реадмиссии. Но те же Китай и Индия, как подтвердили вчера источники «Известий», процесс подготовки необходимых соглашений старательно тормозят — они им, по большому счету, не слишком выгодны. И даже ближайшие соседи, числящиеся «партнерами по СНГ», к режиму реадмиссии подключаться не спешат. Один Вьетнам — первопроходец.
Кстати, первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что послание президента федеральному собранию «находится в высокой степени готовности». «Президент лично им занимается, это — не то, что ему кто-то пишет», — сказал Шувалов.