Главная » Компании » ВТО в Украине посадили, теперь нужно удобрять

ВТО в Украине посадили, теперь нужно удобрять

Как-то так за театральной суетой у нас все очень быстро случилось со вступлением в ВТО… «Упал, проснулся – гипс», – невольно вспоминаются крылатые фразы из советских кинофильмов.

Дайте вспомнить, как это было. Поехал Ющенко 5 февраля в Женеву к генеральному директору Всемирной торговой организации Паскалю Лами и подписал протокол о вступлении Украины в ВТО. За внешней шелухой (разговорами о вступлении в НАТО, перевыборами мэра Киева, перепиской Секретариата Президента и Кабинета Министров, круглыми столами об инфляции и т. д.) никто так и не попробовал разобраться в судьбоносном вопросе: народ, а о чем, все-таки, договорился наш Президент со Всемирной организацией торговли?

Такие вопросы мы задавали на брифингах в Секретариате Президента, чиновники которого, между прочим, первыми получили все 1200 страниц договора Виктора Ющенко с ВТО. Но ответов так и не получили – так же, как нам официально не дали ознакомиться с упомянутыми 1200 страницами. И ответ у них был банальным, мол, не успели перевести 1200 страниц на украинский язык.

В итоге все, чего на сегодняшний день дождалась широкая общественность и, в частности, бизнесмены, – это пресс-релизов и документов от главного офиса ВТО. Там объясняют в двух словах, что Ющенко до 2013 года обязался перед ними снизить пошлины и пустить европейских бизнесменов во все 11 ключевых секторов украинского рынка услуг – это бизнес-услуги, услуги коммуникационные, по строительству и машиностроению, дистрибуции, в сферу образования и окружающей среды, финансов (страхование и банковская деятельность), здравоохранение. В этот перечень вошли также услуги: социальные, туризма и путешествий, рекреационные, культуры и спорта, транспортные услуги, услуги красоты, парикмахерские, spa — и массажные и т. д.

И вот, народные депутаты 10 апреля ратифицировали протокол о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию. За принятие соответствующего закона проголосовали 411 народных депутатов из 449, зарегистрированных в сессионном зале. В частности, принятие закона поддержали депутаты из фракции НУ-НС – 72, БЮТ – 155, Блока Литвина – 20, Партии регионов – 164 (не голосовали только депутаты от КПУ). Уже через месяц после ратификации этого протокола Украина станет полноправным членом ВТО. Теперь слово осталось за руководящим комитетом ВТО, у которого могут быть еще какие-то дополнительные требования к Украине перед тем, как объявить, что она стала полноправным членом Всемирной организации торговли.

А сейчас предпринимателям и бизнесменам, которых в Украине просто поставили перед фактом о том, что они теперь члены ВТО, нужно заниматься модернизацией своего бизнеса. Потому что через месяц-два сюда придет волна импорта из стран – членов ВТО. Для крупного же бизнеса с новоприобретенным членством появилось два плюса. Во-первых, когда против украинских товаров будут инициировать антидемпинговые расследования, то нам другие страны обязаны объяснять, почему именно они решили проверять украинские товары. Во-вторых, квоты (то есть, ограничения) на экспорт украинских товаров правительство обязано будет согласовывать с теми странами, в которые эти товары направляются (а не решать все в одностороннем порядке). Потому напрашивается невольный вывод: после вступления Украины в ВТО крупные олигархи – в выигрыше, мелкие и средние бизнесмены – в так называемом «подвешенном» состоянии. Ведь не знают, с какой стороны им сейчас ждать импорта и конкурентного иностранного бизнеса.

Разрабатывать в парламенте рекомендации для украинских отраслей экономики по дальнейшей модернизации вызвалась «Партия регионов». Возглавляет там эту работу глава Украинского союза промышленников и предпринимателей, депутат Анатолий Кинах, в свое время сменивший не одну чиновничью должность первого ранга. Он обещает, что свое аналитическое резюме по поводу вступления в ВТО «регионалы» скажут в течение ближайшего месяца.

– Почему широкой общественности до сих пор не дают ознакомиться с 1200 страницами соглашения о вступлении Украины в ВТО?

– Сегодня мне уже сказали, что этот документ появился на сайте Министерства экономики Украины. (После этих слов Кинаха мы проверили – документа как не было на сайте Минэкономики, так до сих пор и нет. – Прим. авт.).

– К сожалению, кроме посвященных в нюансы кулуарных переговоров Виктора Ющенко с генеральным директором Всемирной торговой организации Паскалем Лами, мало кто имел возможность ознакомиться со всеми 1200 страницами и двусторонними договорами с другими странами. Вам удалось их изучить?

– Да.

– Тогда скажите как человек ознакомленный, что Вас больше всего настораживает в подписанном договоре по ВТО?

– Здесь речь, скорее, идет не о самом соглашении и его нескольких страницах…

– Извините, маленькое уточнение: не несколько, а 1200 страниц.

– (Улыбается.) Но в первую очередь нужно обратить внимание не на них, а еще и на огромное количество подписанных Украиной двухсторонних протоколов с другими странами – членами ВТО. В рабочей группе по вступлению Украины в ВТО было 52 государства. И с каждым из них, включая страны ЕС и США, мы подписывали договоры и декларировали перед ними свои обязательства.

Меня же настораживает в первую очередь то, что к моменту ратификации соглашения о вступлении в ВТО Украина как государство до сих пор не имеет четкого анализа плюсов и минусов. Нам не рассказывают честно о рисках и соответствующих программах адаптации как в целом украинской экономики, так и ее конкретных отраслей. То есть, мы вступили в ВТО с закрытыми глазами – вот это нашу партию очень беспокоит. И главное требование, которое уже зафиксировано решением Верховной Рады – мы должны максимально конкретизировать вопросы, связанные с конкурентоспособностью товаров, производимых в Украине. А также с методами поддержки экспортера и методами поддержки внутреннего рынка, включая элементы государственного протекционизма, как это делает весь мир.

При этом ясность должна быть четкой, не на уровне агитации. Под конкретные отраслевые программы адаптации и соответствующие параметры налоговой, инвестиционной и инновационной политики в бюджете должны быть выделены деньги уже во втором полугодии. Надо также поторопиться закрепить эти инновации в законах.

– Возможно, подписанное Ющенко с руководством ВТО соглашение прячут от общественности потому, что в нем Украина сдала свои интересы?

– Вы сформулировали вопрос чересчур эмоционально. Я скажу более корректно: по многим пунктам, под которыми уже стоит подпись Ющенко, Украина могла добиваться лучших условий.

– Например?

– Например, продлевая переходные периоды для своих отраслей, отстаивая уровни таможенных ставок. Ведь Украина подала заявку на вступление в ВТО еще в 1993 году. И с 1993 года и по 2007 год сменилось более 12 правительств – каждое вносило свою лепту в работу со странами – членами ВТО. Сейчас начинать эту глубочайшую ревизию нет смысла. Потому нет смысла это вспоминать и искать виновных.

Важнее сейчас подумать, как правильно минимизировать негативные последствия от вступления в ВТО для украинской экономики. И разработать четкие действия, которые помогут получить результаты. Нужно рассказать и о тех возможностях, которые дает нам ВТО. Этим наша партия сейчас будет заниматься.

– Но давайте все же конкретизируем все вышесказанное. Например, в каких отраслях Украина могла бы добиться более выгодных условий, чем сейчас имеет по подписанному Ющенко соглашению?

– Я уже неоднократно об этом рассказывал. К примеру, автомобилестроение. Считаю, что была допущена грубая ошибка, когда мы по заключенному с ВТО соглашению дали возможность импортировать в Украину автомобили старше 8 лет. А также резко снизили таможенные ставки на импорт автомобилей. Также мы могли бы по ряду других параметров, к примеру, по аграрной продукции, иметь более высокие ставки, особенно то, что касается продовольственной группы. Есть эти вопросы, и они тревожат. Или же вопрос украинского авиастроения, для которого стоило добиться более серьезного переходного периода. Но хочу подчеркнуть: особенно от соглашений по вступлению в ВТО сейчас пострадал аграрный сектор Украины.

– Когда мы узнаем о том, какие сферы и насколько сильно пострадали от нынешнего соглашения?

– Наша партия в ближайшее время будет заниматься в Верховной Раде именно тем, что проведет серьезный анализ соглашения Украины по ВТО и всех подписанных двусторонних договоров. Мы подключим к этой работе экспертов, политиков, чиновников, предпринимателей и бизнесменов. Понимаю, что пути назад нет, и потому главная задача сейчас – это разработать рецепт для секторов украинской экономики, как минимизировать риски по вступлению в ВТО.

– Вы рады, что мы вступили в ВТО?

– Нельзя так говорить: рад – не рад. Это объективный процесс, движение вперед. Мы завершили сложный четырнадцатилетний путь по вступлению во Всемирную организацию торговли, которая объединяет порядка 152 государств. Эти страны выпускают 95 % мировой продукции. Безусловно, для украинских экспортеров позитивно, что мы стали членами ВТО. Потому что улучшаются возможности доступа украинской продукции и услуг на внешние рынки, снижаются риски введения ограничений государствами ЕС на нашу продукцию, улучшается работа по защите наших интересов в антидемпиноговых расследованиях.

Но главная проблема остается – это защита внутреннего рынка. По факту вступления в ВТО он у нас становится более открытым, и конкуренция на нем возрастет. И, учитывая сегодняшние реалии, в которых развивается украинская экономика, она требует серьезных программ адаптации по рискованным отраслям. Потому что имеем на сегодня высокую стоимость кредитных ресурсов и высокий уровень энергоемкости, низкий уровень производительности труда, физический и моральный износ основных фондов.

Там, где мы действительно не добились по соглашению приемлемых для Украины условий, надо это выявить, глубоко проанализировать. И для того чтобы они не стали негативными результатами – работать над программами адаптации. И это те направления, о которых мы уже говорили.

– Ваше резюме: кому в Украине будет труднее всего жить и работать после вступления в ВТО?

– Тяжелее всего сейчас придется украинским наукоемким отраслям с точки зрения их конкуренции на внешних рынках. Ведь то, что касается сырьевых отраслей с невысоким уровнем добавленной стоимости (металлургия, химия и так далее), то там риски невелики. В этом плане мы достаточно конкурентоспособны. Но когда речь заходит об украинской продукции с высокой добавленной стоимостью, то есть результатах переработки, продовольствии, товарах машиностроения и авиастроения, то там риски очень большие. И для того чтобы не потерять эти направления, наша партия сейчас разрабатывает программы их адаптации со вступлением в ВТО. Потому что на примере европейских стран, которые вступали в ВТО, могу судить, что они несли в первую очередь потери в сфере машиностроения и наукоемкой технически сложной продукции.

ВТО – это сложный путь, ступив на который, нужно идти дальше. Украине пора форсировать налоговые реформы, стабилизировать земельные отношения, ставить вопросы со структурированием всего рынка, о построении фондового рынка, ипотеки, рынка ценных бумаг. Разбираться с вопросами, связанными с социальной системой защиты. Конечно, вступление в ВТО заставит нас форсировать эти изменения.

Но одновременно надо видеть и риски. В состав рабочей группы, которая была создана по вступлению Украины в ВТО, в первую очередь входят те государства, которые хотят обеспечить более благоприятные условия для доступа их продукции на украинский рынок. И, параллельно, защитить свои рынки от той продукции, которая производится в Украине. По сути, они наши конкуренты. Для Аргентины и Бразилии, к примеру, очень важны такие составляющие, как сахар, фрукты, продукция животноводства. Если взять ЕС, то для них важны вопросы доступа на украинский рынок продуктов легкой промышленности, а также продукции машиностроения. И Украине нельзя это не учитывать, вкладывая средства в свои отрасли и создавая рабочие места на своей территории.

– Вот вы сейчас разработаете рекомендации. Только что признали, что под них нужно вводить в бюджете изменения уже во втором полугодии. Но ведь Тимошенко предпочитает перенаправлять инновационные средства на свои нужды.

– В условиях обострения конкуренции и на внутреннем, и на внешнем рынке, в условиях роста цен на все составляющие (энергоносители, сырье, стоимость финансовых ресурсов) возникают серьезные угрозы для конкурентоспособности украинских товаров. По своей структуре, по производительности труда мы уступаем другим развитым странам в три-четыре раза, энергоемкость у нас выше в два-три раза. Добавьте к этому застарелые основные фонды, отсутствие современного менеджмента и маркетинга в отраслях экономики. И в этих условиях другие государства (особенно, это было начало 70-х годов, когда был резкий скачек цен на нефть) проходили такой этап через усиление инновационной политики, модернизацию экономики, энергосберегающие технологии. Они прошли этот период и теперь вырабатывают ВВП намного выше, чем в начале 70-х. И тратят намного меньше энергоносителей, чем тратили тогда, до повышения цен на нефть. Но на данный момент, когда государство должно сконцентрироваться на главных направлениях развития и конкурентоспособности, мы максимально, к сожалению, усилили политику потребления.

– В чем конкретно Вы обвиняете правительство?

– В потере времени и возможностей, в усилении всех проблем, которые будут очень болезненны для нас, особенно после вступления в ВТО. Вот в этом главная проблема. В том, что за счет бюджета Юлия Тимошенко финансирует свою предвыборную кампанию.

Но, кроме того, что правительство урезает инновационные программы, оно еще и вводит в долги предпринимателей своей неразумной политикой. Запрет использования налоговых векселей при импорте на таможенную территорию Украины имеет чрезвычайно негативные последствия для предпринимателей-экспортеров.

– Например?

– Пример из того, что я лично знаю. Запорожский завод ферросплавов в 2007 году заказал у России оборудование на 6 миллионов гривен, но оно пришло только в январе 2008 года. А предприятие должно было платить наличными вместо того, чтобы ему дали отсрочку в виде налогового векселя и последующего зачета в бюджетное возмещение. А в итоге – предприниматели должны брать долги на то, чтобы отдавать государству, притом сразу и «живыми» деньгами, еще даже не получив прибыль.

Вынужден сказать, что сейчас бюджет и социально-экономическая политика вместо системных программ государства по развитию конкурентоспособности стали просто проектами финансирования первого этапа избирательной кампании Тимошенко. Эту кампанию мы все финансируем, потому что все являемся плательщиками налогов. Никто же не возражает против борьбы со злоупотреблениями, контрабандой и коррупцией. Да, надо бороться, конечно! Но, с одной стороны, таможня рапортует о резком увеличении поступлений, а с другой стороны, государственный бюджет наращивает свою задолженность по налогу на добавленную стоимость. Так нельзя действовать, это бездумная политика «сегодня на сегодня», которая непозволима в тех условиях, в которых оказалась Украина. Особенно ввиду того что сейчас украинским отраслям экономики понадобится особая забота после ратификации договора о вступлении в ВТО.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.