Главная » Компании » Компании возвращаются к бандитским девяностым

Компании возвращаются к бандитским девяностым

После недавней волны сокращений ряд компаний, видимо, руководствуясь принципом “незаменимых людей нет”, снова набирают персонал. Правда, сотрудников нанимают без заключения трудового договора и без официального оформления в штат. Этот нехитрый способ позволит работодателю не только отказаться от услуг сотрудников по истечении двух-трехмесячного испытательного срока, но и не оплатить уже выполненную работу. После ухода одних сотрудников будут наниматься новые, которых постигнет та же участь.

Старшему консультанту департамента В2В рекрутинговой компании Brain Source International Юлии Макаровой приходилось слышать о таких случаях от соискателей. Она говорит, что подобная практика взята на вооружение в основном средними и небольшими компаниями. “Они думают о том, как заработать сегодня, а не о завтрашнем дне, поэтому вопросы репутации и рыночного имиджа остаются для них абстрактными и второстепенными”, — объясняет она. По словам директора по странам СНГ рекрутинговой компании WORLD STAFF Виталия Михайлова, новый работник начинает эффективно работать и приносить компании прибыль примерно через полгода после своего прихода, поэтому действия менеджмента, который в стремлении сэкономить будет ежеквартально менять персонал, в результате ударят по бизнесу. “Мнимая экономия в пару сотен долларов может привести к гораздо более печальным последствиям, например, к срыву проекта”, — уверен он.

Правда, даже при успешном прохождении испытательного срока обещанного повышения заработной платы сотрудник такого недобросовестного работодателя может не дождаться. Так, если в должностной инструкции не были детально прописаны функциональные обязанности, нанимателю ничего не помешает увеличить загрузку специалиста, добавив ряд дополнительных “функций”, которые при приеме на работу вообще не оговаривались. Например, менеджер по продажам получит в довесок обязанности водителя-экспедитора. Рассказывая о том, какие убытки терпит компания в последнее время и как ей нужны грамотные специалисты, руководство может добиться от сотрудников “добровольного” согласия работать за зарплату в 1,5—2 раза меньше ранее оговоренной. По мнению рекрутеров, наиболее уязвимыми в условиях кризиса являются банковские работники, занимающиеся обслуживанием клиентов и выдачей кредитов, сотрудники пиар-отделов и служб развития, специалисты в сфере строительства, девелопмента и ресторанного бизнеса. Еще один любопытный нюанс — все больше компаний при приеме на работу заставляют специалистов подписывать депремиальное соглашение. Размер депремии (а проще говоря, штрафа) может доходить до 50%. А это значит, что из зарплаты будут вычтены “лишние” минуты за перекур, за опоздания на работу и т.п.

Ежемесячная задержка на два-три дня с выплатой зарплаты дает возможность работодателю сэкономить одну зарплату в год. За последние пару месяцев многие фирмы задерживали зарплату дольше, чем на неделю. Иными словами, сейчас компании зачастую возвращаются к схеме 11 зарплат за 12 месяцев.

Директор “Кадрового бюро “Характер” Анна Демидова отмечает, что сейчас в целях экономии средств большинство работодателей прибегают к такому ухищрению, как уменьшение зарплаты за счет отказа от выплаты бонусов, премиальных или процентов от продаж. Подтверждает ее слова и исследование центра аналитических исследований “АНКОР”, проведенное в ноябре 2008 года. Согласно его данным, снижение заработной платы до конца текущего года планирует 29% компаний — в среднем на 12—15% по всем функциональным подразделениям.

Как отмечает Виталий Михайлов, сильнее всего ощутят на себе последствия кризиса и минимизации затрат те сотрудники, значительная часть дохода которых приходится на бонусы и премии (то есть является переменной величиной). Бонусы специалистов по продажам привязаны к выполнению планов. Поскольку докризисные плановые показатели в сегодняшних условиях становятся практически выполнимыми, работодателям даже хитрить не придется. “Достаточно не пересматривать планы продаж в сторону их уменьшения”, — поясняет Виталий Михайлов. В результате такой политики зарплаты сотрудников отделов продаж и отделов по обслуживанию клиентов могут снизиться до 40—50%. Лишатся дополнительных компенсаций высший менеджмент и управленцы среднего звена, размер бонусов которых зависит от итоговых годовых показателей деятельности компании (прибыль, рост бизнеса и т.п.). По информации центра аналитических исследований “АНКОР”, уменьшение бонуса по итогам 2008 года у этой категории сотрудников составит до 36%.

Своевременное увольнение позволяет сэкономить на специалистах, чьи доходы привязаны “к комиссионным” от заключенных сделок. Когда договоры с заказчиками уже подписаны, но еще не оплачены — самое время избавиться от “дорогого” менеджера. Когда проект успешно завершен, начинаются сложности. Поэтому работодатель начинает искать повод отказаться от выполнения обязательств. Объяснение причин увольнения может сводиться, например, к тому, что сотрудник не достиг желаемых результатов или не уложился в срок. Причем доказательства могут звучать очень убедительно. “Иногда собственнику проще расстаться с сотрудником, нежели с частью суммы, которую он заработал для компании”, — говорит Юлия Макарова. Единственный выход для наемных работников из этой ситуации — не терять бдительности и внимательно изучать как условия договора о найме, так и заранее интересоваться репутацией работодателя. О законодательных возможностях решения проблем чаще всего речь не идет, как и 15 лет назад.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...