Российские работодатели планируют сократить 250 тысяч человек, о чем в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» сообщил заместитель министра здравоохранения и социального развития Максим Топилин. По его словам, об этом заявили уже 8 тысяч организаций. При этом число зарегистрированных безработных в России составляет всего 1,4 млн человек. По его словам, эти данные получены за последние два-три месяца.
«Мы наблюдаем рост безработицы — это процесс, который мы не можем скрывать, темпы роста зарегистрированной безработицы находились в рамках стандартных сезонных изменений, всплеска зарегистрированной безработицы нет», — сказал он.
Из чего следует, что пока правительству и работодателям удается удерживать высвобождающиеся трудовые ресурсы в рамках так называемой «скрытой безработицы». О том, что процесс такой идет, говорит переход огромного числа промышленных предприятий на сокращенную рабочую неделю (с пропорциональным сокращением тарифа) и массовые отказы в выплате премиальных, которые в промышленности составляют более половины реального заработка. В результате рабочие ряда промышленных предприятий уже в ноябре-дедекабре получили на руки по 3-4 тысячи рублей, то есть даже меньше, чем обещанный размер пособия по безработице в 4,6 тысячи рублей.
О масштабах реальной «скрытой безработицы» можно судить хотя бы по тому, что в течение последних 2-х месяцев объем промышленного производства в России падает в среднем на 9 процентов. А пропорциональное количество рабочих и ИТР не оказываются выброшенными за ворота — их искусственно удерживают, выплачивая мизерные суммы, а люди боятся увольняться, поскольку понимают, что новую работу могут и не найти вовсе.
Маскирует ситуацию и большой объем рабского труда на российском рынке — в первую очередь на улицу были выброшены гастарбайтеры, которых как бы вообще «не существует» в нашей статистике трудовых ресурсов. Не имеют они и права пополнить ряды российских безработных.
И тем не менее, к Новому году 250 тысяч человек получат «подарок» в виде увольнения.
Что следует прогнозировать на будущий год?
Естественно, больший объем увольнений, поскольку финансовый год заканчивается не 1 января, а в марте, и именно к марту кризисные явления в экономике достигнут пиковых величин. Тогда ряд крупных предприятий уже не сможет искусственно удерживать работников даже на мизерной оплате.
Социальный прессинг будет усилен тем, что девальвация вскоре съест все возможные прибавки к пособиям, а вот рост цен, причем даже на повседневные товары, будет значительным — в российских городах потребляется до 80% импортных продуктов питания, а уже сегодня поставки по импорту на весну планируются в крайне урезанном виде, особенно в регионы, где планируется резкий рост безработицы.
При этом мудрый премьер Путин резко увеличил пошлины на импорт мяса — в отсутствие собственных достаточных источников поступления мяса и мясопродуктов, видимо, существенный процент населения (процентов 30-40, а то и больше) запросто может выпасть из «пищевой цепочки». Навряд ли это будет прямой голод, но систематическое недоедание, не говоря о недостатке животного белка и витаминов, доброй половине «дорогих россиян» обеспечены. Во всяком случае весенний авитаминоз снова станет массовым явлением. По аналогии со «скрытой безработицей» это можно назвать «скрытым голодом».
Хотя, конечно, возможно, автор ошибся и прогноз слишком оптимистический…