Как рассказал журналистам председатель НАК Кирилл Кабанов, комитет оценивает масштабы коррупционного рынка на основе анализа так называемых скрытых интервью (опросов) респондентов, осведомленных о коррупционных схемах и размерах мздоимства в различных сферах жизнедеятельности. «В структуре коррупции 40-60% составляет система откатов. Коррупция проявляется также в системе госзакупок, выделения различных квот, например, в сфере природопользования, и других сферах», — объяснил глава НАК.
По его мнению, «в условиях экономического кризиса масштабы коррупции будут только расти, поскольку объем бюджетных средств, выделяемых на антикризисные программы, увеличился, а система контроля за их расходованием еще пока не сформирована».
В период кризиса чиновники воруют, как в последний день
«Чиновники воспринимают период кризиса как последний день. Никто не знает, сколько он продлится, поэтому они пытаются получить максимальную ренту от своего места», — считает Кабанов. Также, по прогнозу эксперта, могут получить широкое распространение случаи отъема банками собственности с использованием инсценировки невыполнения клиентами кредитных обязательств.
Как считает председатель НАК, во многом проблема коррупционности российских менеджеров связана с отсутствием класса так называемых «карьерных» чиновников, знакомых с понятием «репутационного риска».
«У наших чиновников выработано некое понимание своего уровня жизни, ниже которого они не могут опускаться, поэтому не стоит ожидать, что в ближайшее время тарифы на коррупционные сделки снизятся», — предупредил Кабанов, добавив, что, по данным НАК, «90% участников коррупционного рынка удерживают „планку“ на докризисном уровне».
Отвечая на вопрос, как он оценивает эффективность принятого в конце прошлого года пакета антикоррупционных законов, глава комитета охарактеризовал его в целом положительно, отметив важность сформулированного впервые за последние десятилетия определения коррупции, введения анализа законопроектов на коррупциогенность и ведения аудиодокументирования судебных процессов.
В то же время председатель НАК считает существенным минусом отсутствие в законодательстве такой нормы, как «незаконное обогащение», предусматривающей контроль за получение чиновником сверхприбыли, и работой близких родственников в сфере деятельности чиновника.