Главная » Компании » США развернуло против Кубы по всему миру экономическую войну, равноценную геноциду

США развернуло против Кубы по всему миру экономическую войну, равноценную геноциду

Зато точно знают то, что ежедневно повторяют в газетах и по телевизору их лидеры: эмбарго — главная причина большинства проблем «острова Свободы». Голод, болезни, нищета, экономическая изоляция, невозможность годами увидеться с родственниками, живущими за рубежом, — все это следствия «проклятой блокады». Стоит ее отменить — и кубинская экономика расцветет буйным цветом, двигаясь семимильными шагами прямиком в светлое будущее. А пока эмбарго ежегодно оборачивается для острова миллиардными убытками. Это — официальная точка зрения кубинских властей, однако ее разделяют многие члены международного сообщества. Начиная с 1992 года Генеральная Ассамблея ООН ежегодно подавляющим большинством принимает резолюцию, призывающую Соединенные Штаты отменить санкции против Кубы как нарушающие нормы международного права и подрывающие кубинскую экономику. В этом году резолюцию поддержали 185 государств, при двух воздержавшихся и всего трех голосах «против» (всключая США), что не помешало Америке в очередной, уже 17-ый раз проигнорировать документ, носящий, согласно уставу ООН, лишь рекомендательный характер. В авангарде холодной войны Торговое, экономическое и финансовое эмбарго Кубы складывалось постепенно после кубинской революции и последовавшей за ней неудачной попытки американских спецслужб свергнуть режим Фиделя Кастро с помощью военной операции. Начало блокаде было положено специальным распоряжением президента США Джона Кеннеди от 7 февраля 1962 года, согласно которому запрещался экспорт и импорт любых товаров из Соединенных Штатов на Кубу и наоборот, а филиалам американских компаний в третьих странах предписывалось прекратить все экономические отношения с режимом Фиделя Кастро. Сорок лет спустя, в 2002 году, бывший помощник Кеннеди расскажет о том, как за день до оглашения запрета американский президент попросил его купить про запас своих любимых гаванских сигар. Подробнее об этой истории и кубинских сигарах — здесь
Всего одну тысячу штук — по всей видимости, Кеннеди не ожидал долгого сопротивления и рассчитывал, что в условиях экономической блокады Кастро вряд ли продержится у власти хотя бы несколько лет. Однако он просчитался. В условиях «холодной войны» плечо кубинскому лидеру поспешил подставить Советский Союз. Завозить в СССР кубинский сахар было невыгодно, однако экономические соображение принимались в расчет в последнюю очередь. Экономика в очередной раз была принесена в жертву идеологии, что помогло значительно сгладить последствия эмбарго, особенно в его первые годы. Чем лучше становились отношения Кубы с Советским Союзом, тем более жесткими санкциями отвечали на них США. После Карибского кризиса, в феврале 1963, правительство Соединенных Штатов сначала запретило американским гражданам ездить на Кубу и тратить там деньги, а затем полностью закрыло свою территорию для кубинских судов и самолетов. Кубинские активы, расположенные на территории США, были заморожены, а весь комплекс мер против «острова Свободы» сведен воедино — в документ, получивший официальное название «Закон о торговле с врагами». Потекли, похожие один на другой, годы экономической изоляции. Страна постепенно научилась жить в условиях эмбарго, которое в значительной степени компенсировалось дружбой с Советским Союзом. Менялись президенты и, реже, генеральные секретари — однако эмбарго казалось таким же вечным, как борода Фиделя Кастро, которую тот пообещал сбрить не раньше, чем исполнит все обещания, данные кубинскому народу. Но эмбарго продолжалось — и бритье все откладывалось. Отверженные и забытые «Правительство США развернуло против Кубы по всему миру экономическую войну, равноценную геноциду»
Фелипе Перес Роке
министр иностранных дел Кубы

Окончание «холодной войны» и распад СССР стали для Кубы, пожалуй, большим ударом, чем само эмбарго. Без помощи Союза переносить блокаду стало намного тяжелей — на острове впятеро упал объем экспорта, прекратилось строительство, начались перебои с электричеством. Именно тогда, в начале 90-х, появились подвижки и в отношениях с США. Администрация Билла Клинтона начала устанавливать контакты с кубинскими журналистами, бизнесменами, священниками. Казалось, дни эмбарго сочтены и вскоре нормальные отношения между странами возобновятся, как незадолго до того это уже случилось с Вьетнамом. Однако этим надеждам сбыться было не суждено. В начале 1996 года кубинские ПВО сбили два американских самолета, патрулировавших побережье Флориды с целью отлова кубинцев, нелегально пересекающих пролив на плотах. Ответные меры не заставили себя долго ждать. Очередной удар конгресс США нанес Кубе уже на глобальном уровне, приняв так называемые поправки Хелмса-Бартона. Теперь, по закону, США могли ввести санкции против любой компании из любой страны, которая решит торговать с Кубой, а любая помощь, оказанная режиму Кастро, расценивалась как недружественный жест по отношению к Соединенным Штатам, с соответствующими дипломатическими последствиями. Остров оказался в еще большей изоляции — там стало катастрофически не хватать не только промышленных товаров, но и чистой воды, еды и медикаментов. «Правительство США развернуло против Кубы по всему миру экономическую войну, равноценную геноциду и нарушающую принцип экстерриториальности, — заявил министр иностранных дел Кубы Фелипе Перес Роке. — Оно подвергает гонениям интересы кубинского народа и старается ввергнуть его в отчаяние, провоцируя голод и болезни». С резкой критикой поправок Хелмса-Бартона выступили Мексика, Канада, Россия и страны Евросоюза, однако их общие усилия убедить Соединенные Штаты снять блокаду до сих пор не увенчались успехом. В последнем докладе кубинского МИДа за 2007 год говорится, что американское эмбарго «достигло шизофренического уровня». «Исторический опыт не подтверждает, что развитие международного туризма и торговли влечет за собой внутренние экономические и политические перемены»
Хайме Сушлики
директор Иститута изучения Кубы при университете Майами

О возможной разрядке напряженности вновь заговорили в этом году, когда Барак Обама стал сначала кандидатом от Демократической партии, а затем и президентом Соединенных Штатов. Во время предвыборной кампании Обама не раз говорил о необходимости возвращения к переговорам с кубинцами, а после своего избрания и вовсе заявил, что отменит запрет на посещение острова американцами кубинского происхождения. Рауль Кастро, более прагматичный, чем его брат Фидель, уже предложил избранному президенту США провести историческую встречу. Большие надежды «Отмена эмбарго улучшит ситуацию на Кубе и в перспективе может привести к изменению характера политического режима, — считает Виктор Сергеев, директор Центра глобальных проблем МГИМО. — Для сравнения можно вспомнить дебаты по поводу улучшения отношений с ГДР». «Победившая точка зрения Вилли Брандта действительно привела к ослаблению, а затем и распаду коммунистического режима в ГДР и объединению Германии. Отмена эмбарго будет способствовать либерализации политического режима Кубы, возникновению политической конкуренции и становлению значительного сектора частной экономики», — утверждает профессор Сергеев. Категорически не согласен с российским экспертом директор Института по изучению Кубы при университете Майами Хайме Сушлики. По его мнению, нет никаких оснований считать, что у американских туристов и бизнесменов получится то, чего не удалось добиться их предшественникам из других стран. Ведь, несмотря на блокаду со стороны США, Куба ведет довольно активную торговлю с Голландией, Канадой, Китаем и другими странами. «За последние десятилетия остров посетили сотни тысяч иностранных туристов. Режим Кастро всячески содействовал притоку зарубежных инвестиций и расширению торговли, но, несмотря на это, жизнь кубинцев все так же далека от процветания, а репрессии в отношении инакомыслящих становятся все более жестокими. Исторический опыт отнюдь не подтверждает правоту рассуждений о том, что развитие международного туризма и торговли влечет за собой внутренние экономические и политические перемены», — считает американский эксперт. «Эмбарго фактически поддерживало режим, консервируя его за счёт формирования у населения негативного отношения к США и к международному сообществу в целом»
Виктор Сергеев
директор Центра глобальных проблем МГИМО

Сушлики убежден, что отмена эмбарго, напротив, упрочит доминирующее положение госсектора в экономике страны, так как инвестиции станут подпитывать предприятия, принадлежащие государству. По закону, все решения об инвестициях принимаются кубинским правительством. Иностранные фирмы — а основными кубинскими инвесторами являются Бразилия и Китай — не имеют права нанимать сотрудников-кубинцев напрямую, а должны выплачивать их зарплату в долларах государству, которое платит своим гражданам уже в местной валюте, оставляя себе огромную разницу между официальным и реальным курсом кубинского песо. Впрочем, в чем сходятся оба эксперта, так это в том, что эмбарго — далеко не главная причина бедственного положения острова. «Экономическая блокада, как показывает пример СССР в 20-е годы, и Ирана в настоящее время, способствует в определенной степени национальному развитию, в особенности в научно-технической области. Это, в частности, демонстрируется успехами Кубы в области образования и медицины. Бедственным положением страна обязана в основном серьёзным ошибкам руководства как в политической, так и в экономической сфере», — считает Виктор Сергеев. «На мой взгляд, эмбарго, напротив, фактически поддерживало режим, консервируя его за счёт формирования у населения негативного отношения к США и к международному сообществу в целом», — заключает эксперт. Обратная сторона медали Таким образом, несмотря на колоссальные потери в экономике, с точки зрения идеологии наличие эмбарго кубинскому руководству скорее выгодно, чем наоборот, — а это, как показывает история, далеко не самый последний аргумент принятия решений, особенно в социалистических странах. Кроме того, отмена блокады и установление регулярного транспортного сообщения между Кубой и США усугубит и без того острую проблему нелегальной эмиграции, что крайне невыгодно обеим странам. «Американское эмбарго не сможет разделить или победить кубинский народ»
Рауль Кастро
председатель Госсовета Кубы

Очевидно, что пока, несмотря ни на предвыборные обещания Барака Обамы, ни на предложение переговоров со стороны Рауля Кастро, начинать обратный отсчет преждевременно и ждать скорой отмены эмбарго не стоит. В конце концов, даже если встреча двух лидеров действительно произойдет, и даже если она пройдет успешно, Обама просто юридически не имеет права своим личным распоряжением снять блокаду. Согласно поправкам Хелмса-Бартона, на это американский президент должен предварительно получить согласие конгресса. «Внешнеполитический курс новой администрации США еще не определился. Учитывая назначение Хиллари Клинтон на должность госсекретаря, вряд ли следует ожидать особенно резкого изменения курса, в том числе и в отношении Кубы. Скорее всего, отношения между двумя странами будут восстанавливаться довольно медленно и болезненно», — считает профессор Сергеев. «Американское эмбарго не сможет разделить или победить кубинский народ, — заявил в начале декабря председатель госсовета Кубы Рауль Кастро. — Благодаря полученному опыту, мы смогли противостоять ему полвека и готовы выдержать ещё столько же». Возможно, кубинский лидер неплохо осведомлен о реальных перспективах эмбарго, которое имеет все шансы пережить всех своих создателей.

Николай Воронин
для BBCRussian.com

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.