Главная » Компании » Почему Европа не пускает Газпром в Украину

Почему Европа не пускает Газпром в Украину

Для Украины это означает, что Газпром теперь, фактически, останавливают на границе и контролировать дальнейшее движение газа Россия уже не сможет… Если украинская ГТС подпадает под контроль одного из европейских операторов, то эти правила будут действовать на украинской территории, так же как и на территории стран-членов ЕС. В «Третьем пакете» прописано, что доступ к распределительным сетям должен быть закрыт не только для европейских компаний-поставщиков, но и любых третьих стран, работающих в ЕС. Намек на Газпром более чем прозрачен. При этом власти каждой из европейских стран могут отказать компании в праве вхождения на ее внутренний рынок в двух случаях: если компания не отвечаеттребованиям разделения добычи и транспорта или если ее появление на рынке может угрожать энергобезопасности членов ЕС.

История «Третьего пакета» начинается в 2007 году, когда этот пакет предложенный Еврокомиссией, был отправлен на доработку в брюссельских комитетах. В нем четко указывается: компании-продавцы газа и электричества не должны владеть транспортными сетями. Инициаторами требований выступили небольшие компании-трейдеры, жаловавшиеся на конкуренцию крупных энергоконцернов и препятствие доступу «меньшевиков» к распределительным сетям.

Поводом для жалоб и начала разработки проекта стало дело немецких энергокомпаний RWE и EON, которым, основываясь на антимонопольным законодательстве ЕС, было предложено продать свои распределительные сети. Немцы вступили против, и их неожиданно поддержала Франция, в которой тамошние энергокомпаний заподозрили, что могут стать следующими объектами антимонопольного регулирования, и законопроект временно приостановили. Прочие члены ЕС согласились на компромисс: сети и трейдерские структуры все же могут оставаться в собственности одного владельца, но под наблюдением независимого регулятора.

«Третий пакет» предоставляет странам ЕС на выбор три схемы. Первая предполагает принудительное разделение собственности вертикально интегрированных холдингов. Согласно ему, крупные энергокомпании должны продать свои транспортные сети независимому оператору и не смогут иметь в нем контрольного пакета. Вторая схема либеральнее – прямое наследие «компромисса 2007 года»: она позволяет добывающим компаниям оставаться владельцем транспортных сетей. Однако управлением сетью в этом случае должен заниматься специально созданный «независимый оператор системы». По третьей схеме, вертикально интегрированные структуры также сохраняются, но их деятельность будет контролировать специальный «наблюдательный орган». На внедрение этих правил европейским странам предоставляется 3,5 года.

Вероятнее всего, большинство европейских государств, основываясь на компромиссе между интересами бизнесом и национальной безопасностью, пойдет по пути второго и третьего вариантов. Естественно, это увеличит количество бюрократических контролирующих органов: появляется очередные наблюдательные советы и прочие независимые операторы, состоящие, как нетрудно догадаться, из бюрократов соответствующих ведомств и представителей все тех же энергокомпаний. Хотя не исключено, что представители малых трейдерских структур также разрешать войти в наблюдательные органы – принцип плюрализма в этом плане нарушен не будет: ведь пока неизвестно, каким будет механизм принятия решений в этих структурах.

Если Европе и следует опасаться в своей энергобезопасности за что-либо, то это не за монополию внутриевропейских концернов, которые являются карликами по сравнению с Газпромом, а самого Газпрома. Поэтому документу, рожденному из внутренней борьбы за рынки, сбыта, придали трансъевропейский и очевидно геополитический характер. Такой подход нашел свое оправдание в реакции России, которая еще в 2007-м описывала принятие такой схемы, как разрушительное для поставок газа в Европу явление.

Топ-менеджеры Газпрома в частности, заместитель председателя компании Александр Медведев, впрямую говорили об угрозе существующей системе поставок. Ныне, после декларации о модернизации ГТС, отвечающей духу и букве «Третьего пакета» (заметим, декларация была подписана на месяц раньше, но с явной проекцией на принятие будущего документа), Россия чувствует себя снова ущемленной в самом дорогом – в своей энергетической монополии. Иное дело, что альтернативы российским поставкам у Европы пока нет, и угрозы от «Третьего пакета» для России пока имеют лишь теоретический характер. Тем не менее, тенденция налицо, и Украина получает еще один еврокозырь в споре с РФ: отныне всегда можно будет ссылаться на полное соответствие Брюссельской декларации Третьему пакету.

В Москве же пока воспринимают принятый «пакет» как серьезную, но отдаленную по времени угрозу. В арсенале Газпрома очень много методов давления, как на ЕС, так и на Украину с тем, чтобы идеи, изложенные в очередном документе евробюрократии, так и остались плодом бумажного творчества…

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.