Неважно, как это назвать — жадность, жлобство, страх, зависть и т.д. — но что-то такое есть. Смысл его в непонимании, что невозможно добиться хорошей жизни для себя лично, ущемляя других. Тут про это уже много написали. Я не экономист, но рассуждаю так (поправьте, если ошибаюсь).
Примерно 100 млн. человек в стране потребляет примерно 8000руб. в месяц (это условно, точных цифр я не знаю, имеются в виду не только работники. но и их дети, иждивенцы и т.д.).
Это очень низкий уровень потребления, люди сильно ограничивают свои потребности, причем насущные, а не надуманные.
С другой стороны. есть примерно 30 млн.человек (тоже условно), которые имеют доход во много раз больше. чем им надо для жизни. Даже если питаться омарами и черной икрой, все равно человек не может каждый день есть 10 обедов, а каждый месяц покупать шубу. Даже дорогие предметы потребления (квартиры, дома. машины) имеют какой-то предел.
А денег все равно больше. Что делать? Человек начинает покупать дворцы, строить яхты, покупать заводы (или их части) и т.д., в основном за рубежом (там чисто, культурно, есть надежда, что не спросят со временем, а где вы, уважаемый, взяли ваши денежки?).
Вот деньги и бегут на Запад с ужасной скоростью.
А если бы эти недопотребляющие 100 млн. имели бы доходы в 2-3 раза больше, они бы и тратили больше — нормально кушали, покупали бы одежду, машины (пусть хотя бы Оку), квартиры, лечили бы зубы, ходили бы в фитнесс-клубы.
Пенсионеры ездили бы в низкий сезон в турпоездки, выравнивая доходы транспортников и турфирм.
Причем все бы эти деньги крутились бы в стране.
Учителя, врачи, рабочие не станут покупать виллы в Ницце… Жизнь стала бы намного стабильнее и спокойнее. Ну и что здесь неправильного?
Еще хочу привести пример. Дочка одного нашего знакомого ездила на Кубу в компании молодых москвичей. Показывает фотографии — вот они сидят курят на веранде, вот сидят пьют в ресторане и т.д.
Я ей сказала в том смысле. что такой образ жизни не очень-то к лицу молодым людям. Она мне с жаром «Вы не понимаете! Это такие ребята, они заработали уже столько денег, что теперь всю жизнь могут не работать!».
Мы (взрослые) переглянулись и все дружно начали смеяться.
Во-1х, такая наивная вера в то, что денег может хватить на всю жизнь. Как известно, русское дворянство тоже так думало в 1917 году, а потом пришлось им в Париже и бельишко свое стирать, и хлеб печь и все делать.
Во-2х, а если не работать, в чем тогда смысл жизни? Для чего жить, что оставить после себя? Потребление — как наркотик, путь в тупик.
Вспомним Жаклин Кеннеди. Один муж — американский президент, другой муж — греческий мультимиллиардер. Выше уже просто некуда. А итог жизни — самоубийство. Потому что незачем уже жить, не к чему стремиться.
Резюме — правительство наше создало эту безобразно непропорциональную систему распределения национального достояния, а теперь в кризис всячески старается ее поддержать.
Хотя бы им инстинкт самосохранения подсказал бы им, что делиться надо, это будет лучше для всех, в том числе, и для них самих.