Мировая финансовая система оказалась так же готова к кризису, как Россия традиционно — к приходу зимы, пошутил Владимир Путин, открывая первую сессию Всемирного экономического форума в Давосе. Выступление российского премьера привлекло, пожалуй, больше внимания, чем речь его китайского коллеги Вэнь Цзябао, но лично обсудить проблемы мировой экономики у двух лидеров крупнейших развивающихся держав не получилось, потому что Путин на встречу опоздал.
Основной причиной нынешнего мирового финансового и экономического кризиса стал провал сложившейся финансовой системы, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая вечером в среду на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе. «Нынешний кризис — это порождение завышенных ожиданий», — подчеркнул в своей речи Путин. Он отметил, что еще одной из причин кризиса стало низкое качество регулирования, а также дисбаланс между возросшим спросом на кредитные ресурсы и источниками их обеспечения.
Не упустил российский премьер и возможности попенять американским коллегам, недвусмысленно намекнув, что они-то и стали организаторами нынешнего экономического кризиса. Как отметил Путин, благосостояние распределялось неравномерно, как внутри стран, так и между различными регионами мира. Явно намекая на роль американского доллара в нынешнем кризисе, он заявил о необходимости создания нескольких резервных валют и даже замахнулся на святая-святых: независимую денежно-кредитную политику США, уже много лет снабжающих мир своими дензнаками в неограниченных количествах. Речь идет о предложении Путина ввести контроль за денежно-кредитной и бюджетной политикой стран-эмитентов, в которых хранят свои сбережения многие государства.
Однако в целом выступление премьера было достаточно мягким и его западным коллегам, судя по отзывам участников давосского форума и журналистов, понравилось. Как и в прошлые годы, выехав из России, Владимир Путин стал значительно либеральнее в области экономики, чем был на родине. Куда-то вдруг пропали заявления о необходимости усиления госрегулирования в кризисный период и оговорки, которыми правительство дополняло обязательства не проводить жестких протекционистских мер, принятые Дмитрием Медведевым от лица России на саммите G20 в США.
«Да, усиление его (государства) роли в условиях кризиса — естественная реакция на провалы рыночного регулирования. Однако вместо того, чтобы заняться усовершенствованием рыночных механизмов, появился соблазн максимально расширить непосредственное участие государства в экономике. Оборотная сторона антикризисных мер почти во всех государствах — это концентрация в руках государства избыточных активов », — констатировал Владимир Путин. Заметим, что буквально накануне, давая интервью агентству Bloomberg, он не исключил, что правительство поддержит слияние крупнейших металлургических холдингов России при участии государства.
Интересно отметить, что Владимир Путин также предложил применять в мировом масштабе меры, которые уже начинают реализовываться новыми властями США. А именно — в условиях кризиса списать бизнесу долги и плохие активы, а также провести переоценку стоимости компаний. Уже на следующий день, в четверг, стало известно о создании финансовыми властями США структуры для местных банков, на которую под какие-то неясные гарантии и будут переложены все «плохие» обязательства с большими шансами в будущем их обнулить.
Говоря о формировании глобальной системы энергетической безопасности, Путин предложил использовать обмен активами компаний из разных стран – поставщиков, транзитеров, переработчиков и т.п. «Такая взаимозависимость и порождает реальную ответственность всех», — заявил премьер, вызвав одобрение сидящих в зале. «Надо, доверяя друг другу, решиться на большую взаимозависимость во всех сферах экономики и политики и вернуться к базовым ценностям», — цитирует газета «Ведомости» мнение помощника президента по экономическим вопросам Аркадия Дворковича о том, что было главным посылом речи премьера.
Позднее, правда, тональность заявлений Владимира Путина стала более привычной. В ходе дискуссии после своего выступления, отвечая на предложение помощи в информатизации школ со стороны представителя компании Dell, российский премьер жестко ответил: «Мы не инвалиды, нам не нужно помогать… Нужно равноправное сотрудничество». На других встречах в Давосе премьер констатировал уже в обычном в последнее время для него резком стиле, что существует еще много ограничений для России в мире. И ярче всего в этой области себя проявляют США. Например, по-прежнему отказываясь отменить поправку Джексона-Вэника, которая «была введена в свое время в связи с ограничением на выезд лиц еврейской национальности из Советского Союза на постоянное место жительства в Израиль».
Надо отметить, что в среду вечером швейцарская погода не благоприятствовала российскому премьеру. В то время как в Москве царила оттепель, в горах на швейцарском курорте шел снег, помешавший Владимиру Путину вовремя прибыть в Давос и встретиться с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао, чтобы обсудить с руководителем правительства второй после США по размерам экономики мира пути выхода из экономического кризиса.