Главная » Компании » Безработная Европа

Безработная Европа

В странах еврозоны кризис настиг реальный сектор экономики — отмечается резкий спад промышленного производства, экспорт сократился на 5% (до уровня 2001 года). Правительства Европы экстренно реализуют глобальные антикризисные стратегии, а производители закрывают заводы и массово увольняют рабочих.

СМИ ежедневно сообщают о сокращении производства и увольнении сотрудников крупных европейских компаний. Голландский производитель бытовой техники Phillips собирается сократить 6 тысяч сотрудников во всех структурных подразделениях компании. Учитывая, что в четвертом квартале прошлого года Phillips уже выставил на улицу 3 тысячи человек, общее число уволенных в результате кризиса составит 9 тысяч — почти 8% от общей численности сотрудников компании.

Компания Qimonda, один из мировых лидеров в области производства полупроводников, на две трети принадлежащая немецкому концерну Infineon, подала заявку о том, чтобы признать себя банкротом. Если Qimonda не будет оказана экстренная государственная помощь, то можно ожидать закрытия заводов и увольнения 12 тысяч сотрудников.

Руководство финской Nokia, чья прибыль в последнем квартале прошлого года сократилась почти на 20%, заявляет, что собирается в течение двух лет снизить производственные затраты на $900 млн, и «сокращение рабочих мест неизбежно».

На фоне таких новостей пока неплохо выглядит французская экономика. По данным Банка Франции, в последнем квартале прошлого года ВВП страны сократился на 1,1%. Избежать резкого сокращения ВВП удалось за счет развитого внутреннего спроса и традиционно активной экономической политики государства. Поэтому Франция оказалась лучше подготовлена к сценарию массированного государственного вмешательства в экономическое развитие.

Другим экономическим «тяжеловесам» ЕС – Великобритании и Германии – пришлось значительно тяжелее. Великобритания испытывает самую глубокую рецессию за последние 30 лет, со времен правительства Маргарет Тэтчер. В четвертом квартале ВВП Великобритании сократился на 1,5%. Кризис особенно сильно отразился на промышленном производстве, банках и розничной торговле. В итоге курс фунта достиг своей низшей отметки по отношению к доллару.

К концу прошлого года промышленное производство в Великобритании сократилось на 2,7%. По оценкам Еврокомиссии, в 2009 году ВВП страны сократится почти на 3%, бюджетный дефицит достигнет 9,6% ВВП, а государственный долг уже составляет 50%. На этом фоне возникают разговоры о возможном дефолте Великобритании и необходимости обращаться за помощью к МВФ.

По мнению основателя компании Rogers Holdings (Сингапур) Джима Роджерса, Объединенному королевству просто нечего продавать. «Крысы должны уже начинать покидать тонущий британский корабль», — заявил он. Как сообщает Financial Times, несколько возмущенных экономистов написали Роджерсу открытое письмо в защиту британской экономики. «Как и в случае с большинством развитых экономик, промышленное производство Объединенного королевства сокращается на процент от ВВП, но в Великобритании оно все равно больше, чем посреднический сектор финансовых услуг», — отмечается в послании. Напомним, что Великобритания остается шестой страной мира по объемам промышленного производства.

Сейчас правительство Гордона Брауна готовит второй антикризисный план. Первый был одобрен еще в октябре, и подразумевал вливание миллиардов фунтов в банковскую систему, снижение ставки рефинансирования, сокращение НДС на 15%. Нынешний пакет мер нацелен уже на помощь реальному сектору — в первую очередь, автомобилестроителям. Правительство также собирается улучшить инфраструктуру страны и дать дополнительный импульс к развитию разработки технологий, защищающих окружающую среду, и фармацевтики. Помимо этого, как сообщает Guardian, предполагается ужесточить банковское законодательство.

Частные компании действуют, не дожидаясь помощи от правительства. Они закрывают производства и сокращают штат сотрудников (последняя мера – самая популярная). В частности, Nissan сокращает производство в городе Сандерленд, увольняя 1300 рабочих. Компания Grattan (часть немецкой Otto Group) планирует сократить по крайней мере треть сотрудников из трех тысяч. Практически ежедневно приходят новости о сокращениях производственных мощностей и увольнениях. Ожидается, что к концу 2009 года количество безработных в Великобритании увеличится в 1,5 раза и составит 3 млн человек.

Промышленное производство Германии также переживает спад. Как отмечается в одном из сообщений Associated Press, экономические трудности в еврозоне вкупе с кризисом в Соединенных Штатах, которые являются основным рынком сбыта продукции европейских стран, серьезно ударяют по государствам, чье производство ориентировано на экспорт, в том числе Германии. «После того, как этот источник спроса (США) иссяк, экспорт в евровзоне находится в состоянии свободного падения », — заявил аналитик банка BNP Paribas Доминик Брайант. По его словам, теперь экономика Европы зависит от внутреннего потребления.

Из-за сокращения объемов экспорта общий объем экономики Германии в четвертом квартале 2008 года сократился на 1,5-2% (по сравнению с аналогичным периодом 2007 года). При этом, по прогнозу министра экономики страны Михаэля Глосса, в 2009 году немецкий экспорт сократится еще почти на 9%. Индекс, отражающий состояние промышленности и сферы услуг, неуклонно снижается, при этом производство сокращается более быстрыми темпами, чем услуги.

В качестве ответа на последствия кризиса немецкое правительство решило занять более активную позицию. Это стало частью новой промышленной политики кабинета Ангелы Меркель. Уже в середине января текущего года был одобрен пакет мер по стимулированию экономики. Главные усилия в реальном секторе планируется направить на спасение автомобильной промышленности. По словам канцлера, автопром является частью «ядра нашей промышленно развитой нации». Около 1 млрд евро должны получить немецкие производители автомобильных запчастей – компания Schaeffler, поглотившая в прошлом году известную фирму Continental.

Правительство ФРГ также планирует выплачивать премию в две с половиной тысячи евро тем, кто сдаст старый автомобиль, которому уже, по крайней мере, девять лет, и купит новое авто. Предполагается, что это станет стимулом для роста продаж авто.

Однако антикризисные меры, разработанные в Германии и Великобритании, вызывают серьезную критику. Например, немецкие налогоплательщики недоумевают, почему они должны платить за ошибки менеджмента компании Schaeffler, которая заняла на покупку Continental миллиарды евро. Есть также сомнения, что выплаты премий за старые автомобили скажутся на росте продаж новых немецких машин.

В целом в Европе не очень верят в эффективность государственного вмешательства. Но других вариантов сейчас просто нет.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.