Глава ОК «Русал» Олег Дерипаска надеется до конца марта достичь «большого прогресса» в переговорах с кредиторами компании. Ее долги составляют ,3 млрд, но могут резко вырасти, если Михаил Прохоров предъявит к реализации пут-опцион на ,3 млрд. В целом долги бизнесов Олега Дерипаски достигают почти млрд, пишет сегодня российское издание «Компромат.ru». Если договориться с кредиторами не удастся, предприниматель может потерять контроль над своим основным активом — ОК «Русал». Схема получения 60% акций компании уже есть у господина Прохорова.
В пятницу в интервью агентству Bloomberg глава совета директоров «Русала» Виктор Вексельберг сообщил, что общий долг компании составляет на данный момент $16,3 млрд. Из них $7 млрд «Русал» должен иностранным банкам, около $6,5 млрд — российским госбанкам и еще порядка $2,8 млрд — президенту группы ОНЭКСИМ Михаилу Прохорову (владеет 14% акций «Русала). Это остаток платежа за блокпакет ГМК „Норильский никель“, который „Русал“ приобрел весной 2008 года. Начать выплачивать долг „Русал“ должен был еще осенью, но не смог найти деньги („Ъ“ подробно рассказывал об этом 10 и 24 октября 2008 года).
Но долг „Русала“ перед Михаилом Прохоровым может резко вырасти. Два источника „Ъ“, знакомые с условиями соглашения предпринимателя с другими совладельцами „Русала“ (около 56,7% акций у Олега Дерипаски, около 18,9% — у Виктора Вексельберга с партнерами, около 10,3% — у швейцарского трейдера Glencore), рассказывают, что господин Прохоров получил пут-опцион на обратную продажу 14% акций компании за $7,3 млрд. „Условия, при которых может быть реализован опцион, наступили еще в конце 2008 года, — поясняет один из собеседников „Ъ“. — Поэтому Михаил Прохоров может предъявить бумаги к выкупу в любой момент“. В группе ОНЭКСИМ ситуацию не комментируют. Но источник „Ъ“, знакомый с планами господина Прохорова, подтвердил, что он считает наступившими условия, которые позволяют ускорить реализацию пут-опциона. „Олег Дерипаска трактует ситуацию несколько иначе, — добавляет собеседник „Ъ“. — Там определенная юридическая коллизия. Он соглашается, что наступили условия для требования реализации опциона, но уверен, что нет условий для выполнения такого требования“.
Переговоры с господином Прохоровым по выплате долга в $2,8 млрд продолжаются, он может быть погашен как деньгами, так и акциями „Русала“, поясняет Виктор Вексельберг. Источник „Ъ“, близкий к группе ОНЭКСИМ, подтверждает эту информацию, уточняя, что речь идет о более сложных инструментах, нежели просто обмен долга на акции. „Именно вокруг условий конвертации и идет основная дискуссия“, — поясняет собеседник „Ъ“.
Другой источник, близкий к „Русалу“, добавляет, что Михаил Прохоров разработал и совсем радикальную схему. По ней денежный долг и пут-опцион могут быть использованы для серьезного увеличения доли господина Прохорова в „Русале“. „При консолидации позиций Михаила Прохорова с государством он может взять под контроль порядка 60% акций „Русала““, — поясняет собеседник „Ъ“. По его данным, господин Прохоров предлагал под эту схему создать альянс Владимиру Потанину — чтобы в консолидации участвовал и „Норникель“, блокпакет которого принадлежит „Русалу“.
Однако, говорит собеседник „Ъ“, господин Потанин отказался, сославшись на заключенное осенью перемирие с Олегом Дерипаской. По оценкам начальника отдела анализа рынка акций „КИТ Финанса“ Марии Кальварской, за вычетом долга „Русал“ сейчас может быть оценен всего в $2,5-5 млрд, то есть в целом в $18,8-21,3 млрд. Таким образом, в случае реализации своей схемы Михаил Прохоров может рассчитывать на контроль в „Русале“ даже без поддержки государства.
Источник „Ъ“, знакомый с планами Михаила Прохорова, подтверждает факт наличия такой схемы, оговариваясь, что „она устроена гораздо сложнее“ и будет применена, только если "„Русалу“ будет угрожать реальный дефолт со стороны других кредиторов — в первую очередь западных». По данным «Ъ», крупнейшие из них — ABN Amro ($2,3 млрд под залог экспортной выручки) и Natixis ($2,2 млрд).
Виктор Вексельберг говорит, что «Русал» ведет «активные» переговоры с кредиторами и может достичь договоренности о рефинансировании банковских кредитов в пределах трех месяцев. Совладелец «Русала» заверил, что российское правительство согласилось выступить в качестве гаранта долгов компании перед иностранными и российскими банками. По словам господина Вексельберга, для привлечения средств «Русал» теоретически может провести частное размещение акций компании. Вероятность проведения IPO в этом году, по словам господина Вексельберга, невелика. Между тем в самом «Русале» подчеркивают, что полностью готовы к IPO.
Декларации о готовности к IPO принципиально важны для Олега Дерипаски, потому что публичное размещение акций являлось одним из ключевых условий как пут-опциона Михаила Прохорова, так и обязательств главы «Русала» перед остальными акционерами компании по выкупу их долей. Сейчас, говорят источники «Ъ», знакомые с ситуацией, Олег Дерипаска пытается защититься от возможных требований путем применения аналога форс-мажорной ситуации. Он доказывает, что владельцы «Русала» и сама компания предприняли «все необходимые действия» по выводу акций на рынок, однако по независящим от сторон причинам не наступили определенные события, без которых IPO невозможно. «Юридическая перспектива у подобной позиции есть», — полагает собеседник «Ъ».
Сам Олег Дерипаска, которого цитирует Dow Jones, заверяет, что «Русал» успешно ведет переговоры с кредиторами. «К концу первого квартала будет сделан большой прогресс. Это будет похоже на день и ночь, вот почему банки сейчас позитивно настроены», — заявил глава компании. О предложениях Олега Дерипаски государству «Ъ» рассказывал 21 января — речь шла в первую очередь о конвертации долга перед госбанками в объеме $6 млрд в привилегированные акции «Русала». Одновременно предприниматель пытается реструктурировать по крайней мере часть своих долгов путем консолидации активов с другими участниками рынка.
Источник «Ъ», знакомый с финансовым положением Олега Дерипаски, утверждает, что в целом объем долгов по всем его бизнесам составляет $27-28 млрд. По расчетам другого источника «Ъ», участвующего в ряде схем по выплате долгов, они превышают эту сумму. «По „Русалу“ только прямого долга на $16,3 млрд, по „Русснефти“ — еще на $5,7 млрд, по другим бизнесам „Базэла“ (холдинг Олега Дерипаски. — „Ъ“) — примерно на $12 млрд», — поясняет собеседник «Ъ». Однако, уточняет он, за долг «Русала» отвечают и другие его акционеры. В таком случае на Олега Дерипаску приходится только $9,24 млрд из долга «Русала», а общая сумма задолженности предпринимателя составляет $26,9 млрд.
«Переговоры господина Дерипаски по реструктуризации долга усложняет то, что в той или иной форме обременены уже фактически все активы и сложно найти свободную от обязательств структуру для построения схем», — поясняет собеседник «Ъ». По его данным, помогать партнеру по «Норникелю» в урегулировании ряда долгов сейчас пытается Владимир Потанин. Источник «Ъ», близкий к одному из кредиторов «Русала», подтверждает, что такие многосторонние схемы прорабатываются, но пока ни одна окончательно не оформлена. По материалам «Компромат.ru»