Производители одежды, часов, аксессуаров готовы пойти на все, чтобы в их изделиях на публике появлялись первые лица мировой политики. Но пробиться к телу лидеров держав непросто: в отличие от звезд кино, шоу-бизнеса и спортсменов их невозможно соблазнить многомиллионными рекламными контрактами. Главам государств явно не к лицу получение средств из внебюджетных источников. А потому остается надеяться, что твоя марка приглянется первому лицу и получит одобрение его имиджмейкеров. Но и отдача от президентов и премьер-министров несравнимо выше — за тем, что носят политические звезды, публика следит внимательно. Так что даже самая мелкая деталь не остается без внимания. А значит, и бренд, представленный на «первом теле», будет продаваться на ура. Особенно в России, где чиновники и бизнесмены стараются подражать высокому начальству во всем.
В гардеробах мировых лидеров до недавнего времени безраздельно господствовали очень дорогие марки, доступные лишь избранным. Но времена меняются, и в период экономического кризиса чрезмерный шик первых лиц может избирателям не понравиться, а их мнение все-таки игнорировать не стоит.
Китайские часы «как у Обамы» пользуются бешеной популярностью в США
Самый яркий тому пример — недавняя инаугурация Барака Обамы, которую наверняка шумно отмечали не только в США, но и в далеком Китае. Причиной тому — выбор часов, которые были на руке 44-го президента США в момент принятия присяги 20 января. Глава самой могущественной державы отдал предпочтение не престижным европейским маркам, а дешевым Jorg Gray 6500. Этот бренд принадлежит японской компании Citizen, а производятся часы в основном в Китае. Стоят они в США порядка 200 долларов.
Между тем во время президентской кампании на руке Барака Обамы красовался несколько менее демократичный хронометр TAG Heuer Carrera Series 1500 Two Tone Divers. Эти часы выпускались в начале 90-х, и в каталогах того времени они оценивались примерно в 1900 долларов. И хотя их вряд ли можно отнести к категории элитных, имиджмейкеры посоветовали выбрать Обаме еще более дешевую марку, из числа тех, которые может позволить себе рядовой американец.
Новый хронометр американского президента все же не так прост: при внимательном изучении выяснилось, что на нем красуется эмблема Секретной службы США.
Оказалось, что новые часы подарили Обаме его охранники. Как рассказали люди, близкие к президенту, когда сотрудники службы безопасности узнали, что их подопечному нужны недорогие часы, они вскладчину купили ему такой же хронометр, какой носят сами.
Часы «как у Обамы» вмиг обрели бешеную популярность. И если обычные стоят порядка 200 долларов, то за часы с точно такой же эмблемой американские торговцы берут теперь на 100 долларов больше. Но даже эта наценка в треть стоимости не выводит Jorg Gray из категории общедоступных марок.
Впрочем, Барак Обама отнюдь не первый американский президент, надевший дешевые часы из имиджевых соображений. Его предшественник Джордж Буш носил Timex Indiglo за 50 долларов. А Билл Клинтон — Timex Triathlon той же ценовой категории.
Правда, предпочтения Клинтона резко изменились, как только он покинул Белый дом.
Теперь у экс-президента пусть небольшая, но все же коллекция часов: он обладатель как минимум трех хронометров американского производства Kobold, цены на которые начинаются от 3 тыс. долларов. Также на нем были замечены Cartier Santos-Dumont (12 600 долларов), Panerai Luminor (цена варьируется от 4 тыс. до 13 тыс. долларов) и Roger Dubuis Much More (19 100-86 800 долларов).
Супруга Барака Обамы Мишель в выборе наручных часов не столь скована ограничениями, поэтому она отдает предпочтение Emporio Armani. Впрочем, первая леди, уже признанная одной из самых стильных женщин Америки, не брезгует и малоизвестными марками. Так, на церемонию инаугурации она выбрала платье-футляр золотого цвета от американского дизайнера кубинского происхождения Isabel Toledo. В ее гардеробе есть одежда как классических марок, таких как Ralph Lauren и Donna Karan, так и относительно молодых дизайнеров из родного Чикаго, к примеру Maria Pinto, Thakoon и Narciso Rodriguez.
А вот сам Обама, как и в случае с часами, в одежде сторонится дорогих брендов: он предпочитает американскую марку костюмов Hart Schaffner Marx, цены на которые колеблются в районе 700 долларов. Что, очевидно, весьма и весьма недорого, в особенности для человека, занимающего столь высокое положение.
Семья Медведевых отдает предпочтение Breguet Classique
Российские президенты более взыскательны, нежели их заокеанские коллеги. Нынешний глава государства Дмитрий Медведев в последнее время носит на своей руке Breguet Classique. И, судя по всему, он является обладателем как минимум еще двух хронометров этой марки: один — в корпусе из белого золота с датами и фазами луны, второй попроще — из желтого золота и без лишних наворотов. Цены на подобные часы начинаются от 15 тыс. долларов. Причем пристрастие к этой марке у Медведева, судя по всему, семейное. Так, его супруга Светлана носит Breguet Classique. Впрочем, до своего избрания Дмитрий Анатольевич предпочитал марку попроще — Jaeger-LeCoultre, отличающуюся умеренными ценами. И хотя в интервью одному из французских изданий российский президент говорил о том, что ему нравится марка Franck Muller, на крупных мероприятиях хронометры этого производителя на руке Медведева пока что не были замечены.
Российский премьер-министр Владимир Путин известен как страстный любитель часов.
Его любимая марка — Patek Philippe. В его коллекции часы Patek Philippe Perpetual Calendar из белого золота за 60 тыс. долларов и Patek Philippe Calatrava за 18 тыс. долларов. Благодаря Владимиру Путину эта швейцарская марка стала первым номером у отечественной номенклатуры. О его пристальном внимании к хронометрам ходят уже легенды. Так, рассказывают, что после того, как во время визита в Китай его сфотографировали в часах Breguet Marine, эти хронометры в считанные дни были сметены с прилавков московских бутиков.
Также у нынешнего премьера имеются два хронометра немецкой фирмы A.Lange & Sohne — модели 1815 и Tourbograph. Кроме того, он является обладателем мечты любого летчика — часов Big Pilot Watch или Die Grosse Flieger Uhr от IWC.
А вот первый президент России Борис Ельцин отличался демонстративной скромностью при выборе часов. Он носил отечественные золотые часы «Полет». Зато экс-президент СССР Михаил Горбачев в пору своего правления отдавал предпочтение Longines Les Grande Classique. Сейчас же на нем часто видят Omega Constelation.
Популярные в России костюмы Brioni еще недавно были визитной карточкой Джеймса Бонда
В выборе одежды Дмитрий Медведев продолжает традицию своего предшественника Владимира Путина. Как правило, Дмитрий Медведев появляется в костюмах от Brioni.
Собственно, эта марка обязана своей бешеной популярностью в России именно Владимиру Путину. Более того, в российской политтусовке костюмы Brioni стали своего рода визитной карточкой, символом причастности к руководству страны.
Кстати, до недавнего времени костюмы этой марки были «униформой» Джеймса Бонда.
Но американские кинопроизводители решили, что грех не получать за это деньги и предложили итальянской фирме заплатить за product placement. Но руководство Brioni от этого предложения отказалось: и в самом деле, зачем, когда их и так бесплатно рекламируют сильные мира сего? В том числе и в открытую, как бывший канцлер Германии Герхард Шредер, который в телеинтервью в ответ на вопрос о его портном распахнул пиджак и продемонстрировал всем лейбл Brioni. Есть еще один бренд, полюбившейся экс-президенту России. Речь о производителе горнолыжной одежды Mizuno. Владимир Путин не раз появлялся в лыжных костюмах этой марки на горных склонах. Кроме того, есть у премьер-министра и любимые отечественные модельеры. Так, часть его костюмов изготовила модельер Татьяна Романюк. А из верхней одежды Владимир Путин отдает предпочтение пальто от Nina Ricci. Галстуки на нем исключительно шелковые — Lacroix, Moschino, Valentino. Как отмечает Николас Коро, член европейского совета директоров холдинга NEIMS, специалист по имиджу, Путин единственный из российских политиков, у которого безукоризненно завязан галстук: классическая форма узла, длина галстука до начала ремня. Из обуви премьер-министр отдает предпочтение ботинкам от John Lobb. Впрочем, подобную обувь носит практически весь российский бомонд.
Среди костюмов Медведева замечены изделия Kiton. Впрочем, они присутствуют и в гардеробе Владимира Путина. Так что можно сказать, что сменился лишь фасон одежды, а поставщики «двора» остались теми же самыми.
Поговаривают, что с выбором одежды Медведеву помогает его супруга. Модельеры указывают на безупречный вкус Светланы Медведевой, а ей самой прочат титул «иконы стиля» в высшем свете. О ее личных предпочтениях также известно, что она очень любит изделия модельера Валентина Юдашкина.
Шарль де Голль ушел в отставку, потому что надел «неправильный» пиджак
Но отечественной политической элите все же далеко до итальянского премьера Сильвио Берлускони. Обычно он носит часы Omega, но у Берлускони имеется целая коллекция хронометров, среди которых есть швейцарские Vacheron Constantin стоимостью 540 тыс. долларов. Одежда главного европейского модника исключительно от итальянских портных. Среди его костюмов представлены такие марки, как Kiton, Luigi Borrelli, Pal Zileri. Все — исключительно ручной работы. Своими часами французский глава Николя Саркози выбрал плейбойские Rolex Daytona ценой примерно 20 тысяч. А обшивают французских президентов по давней традиции портные из семьи Старк. Старк-отец делал костюмы для Шарля де Голля, а главный клиент его сына Алена — Николя Саркози. Многие верят, что костюмы от Старка приносят удачу. «Это повелось еще с Шарля де Голля, он был предан нашей марке, — рассказывает французский портной. — Единственный раз он надел другой пиджак в день референдума 69-го года. Он проиграл и ушел в отставку, а моему отцу так и сказал: это потому, что я надел не ваш пиджак». Впрочем, одним Старком Саркози явно не ограничивается: неоднократно на официальные мероприятия он являлся в костюмах Brioni.
Супруга французского президента Карла Бруни предпочитает украшения, в том числе и часы, произведенные старейшим французским ювелирным домом Chaumet. В выборе одежды Бруни также весьма патриотична, избрав платья и костюмы от Christian Dior и Chanel.
Предшественник Саркози Жак Ширак тоже отдавал предпочтение французским модельерам. Исключением были только галстуки: их он любил покупать у сербского дизайнера Невена Вргоча, среди клиентов которого также Билл Клинтон, Генри Киссинджер и многие другие.
Пальма первенства в номинации «самый немодный политик» принадлежит Ангеле Меркель
В Великобритании первые лица также традиционно поддерживают «отечественных» производителей. Костюмы для нынешнего премьера Гордона Брауна шьет лондонский портной Тимоти Эверест. Белье Браун закупает в демократичном магазине Marks & Spencer. А из верхней одежды ему как-то приглянулась куртка «три в одном» Skoody, стоимость которой не превышает 15 фунтов. «Вообще-то Гордон Браун относится к одежде крайне утилитарно, — рассказывает Тимоти Эверест. — Для него одежда особенного значения не имеет и интересует его гораздо меньше, чем политика».
Предшественник Брауна Тони Блэр также отдавал предпочтение английским маркам.
Его портным был Рей Кельвин, главный дизайнер марки Ted Barker. А обувь он предпочитал ту же, что и российский премьер, — John Eobb. Впрочем, это мало помогало Блэру, и в британской прессе он неоднократно попадал в рейтинги хуже всех одевающихся знаменитостей.
Впрочем, больше всего от критиков достается немецкому канцлеру Ангеле Меркель.
Ее консерватизм в одежде не знает меры, а законодатели мировой моды хватаются за голову при виде ее. И хотя в последнее время благодаря стилистам облик Меркель несколько облагородился, она сохраняет пальму первенства в номинации «самый немодный политик». Дошло до того, что известнейшие модельеры во всеуслышание предлагали ей помочь с подбором гардероба. В частности, немецкий модельер КарлЛагерфельдпопрос ил Меркель сменить портного и не носить столь яркие наряды.
Предлагала ей свои услуги и британский модельер Вивьенн Вествуд, известная своими эпатажными коллекциями одежды. «Если госпожа Меркель захочет одеться от Westwood, я сошью такие вещи, которые позволят ей выглядеть роскошной, утонченной и влиятельной», — заявила Вествуд. А вот с подбором аксессуаров немецкий канцлер справляется неплохо. Стилисты отмечают, что двусторонние Jaeger-EeCoultre Reverso весьма идут ей.
Среди женщин — глав государств, по единодушному мнению стилистов, равнение стоит держать на президента Аргентины Кристину Фернандес де Киршнер. Она предпочитает наряды от Gucci, а на руке носит Rolex Lady Datejust. Это хронометр спортивного типа, однако на руке первого лица государства этот аксессуар смотрится весьма органично. В целом же, несмотря на разнообразие люксовых марок, их количество весьма ограничено. Рынок одежды для первых лиц крайне консервативен, и, если взять наугад любую марку, можно с уверенностью сказать, что у нее будет длиннющий список знаменитостей прошлого и современности, которые носили эту одежду или аксессуары. Кстати, зачастую сами модные дома не заинтересованы в распространении информации о своих клиентах, ведь знаменитости могут счесть, что их пытаются использовать в рекламных целях. А потеря доверия со стороны серьезного клиента может похоронить даже очень раскрученный бренд. Зато для малоизвестных и начинающих марок засветиться на «первом теле» — отличный шанс заявить о себе. Только не стоит забывать, что срок правления современных правителей редко превышает десятилетие, в то время как некоторые модные дома весьма почтенного возраста.
Мировые лидеры, как правило, предпочитают автомобили «отечественного» производства
Как правило, мировые лидеры предпочитают автомобили «отечественного» производства. Если, конечно, в той или иной стране наличествует в принципе развитый автопром, способный производить машины президентского класса. Так, к инаугурации Барака Обамы General Motors специально выпустил эксклюзивный Cadillac Presidential. Лимузин длиной 6,3 метра стоил 2,3 млн. евро. О его «начинке» производитель предпочитает не распространяться: «Одна из его особенностей — это то, что мы не говорим о его особенностях», — заявил официальный представитель Cadillac Дэвид Колдуэлл.
Французский лидер Николя Саркози перемещается исключительно на изделиях французского же автопрома. В его парке есть бронированные авто от всех трех ведущих производителей Франции: Citroen C6, Renault Vel Satis и Peugeot 607. Сам Саркози предпочитает «Рено», хотя его предшественнику Жаку Шираку больше нравился «Ситроен».
Свобода выбора есть у канцлера ФРГ Ангелы Меркель: Audi A8, Volkswagen Phaeton, BMW 7-й серии и Mercedes S-Klasse. Причем фрау Меркель постоянно меняет машины.
Видимо, для того, чтобы сохранить нейтралитет.
В Италии официальное авто премьер-министра — Maserati Quattroporte.
Британский премьер передвигается на Daimler Super V8, в то время как у монаршей семьи автопарк гораздо солиднее. Королевская семья имеет лимузины Daimler, Rolls-Royce, Bentley.
А вот у нас на отечественных машинах первые лица, увы, давно уже не ездят.
Президент Дмитрий Медведев передвигается на удлиненном Mercedes-Benz S600 Pullman Guard. Иномарки предпочитает и Владимир Путин. Время от времени появляются идеи создать отечественное авто президентского класса, но дальше чертежей и макетов ни один проект пока не дошел.