Вице-премьер РФ Игорь Сечин ожидает положительных результатов переговоров с Китаем по кредитам для «Роснефти» и «Транснефти». Ранее сообщалось, что российская делегация во главе с министром энергетики РФ Сергеем Шматко на следующей неделе проведет в Пекине переговоры о предоставлении Китаем кредитов для «Роснефти» и «Транснефти» на общую сумму в 25 миллиардов долларов.
В январе глава «Транснефти» Николай Токарев сообщил, что переговоры между китайской государственной нефтегазовой корпорацией CNPC, АК «Транснефть» и "НК „Роснефть“ о предоставлении кредитов вышли на уровень, требующий политического согласования. Он пояснил, что министры энергетики двух стран должны окончательно подвести черту под этим переговорным процессом, и напомнил, что на уровне премьеров эти договоренности были одобрены осенью прошлого года.
Срок меморандума о привлечении „Роснефтью“ и „Транснефтью“ кредита у Китая в размере 15 миллиардов долларов и 10 миллиардов долларов истекает в марте 2009 года.
Россия и Китай 25 октября договорились о строительстве ответвления от нефтепровода „Восточная Сибирь-Тихий океан“ на Китай. В рамках этого соглашения „Роснефть“ и „Транснефть“ договорились о привлечении кредитов у Китая в размере 15 и 10 миллиардов долларов соответственно. Сечин высказал убеждение, что проект строительства ответвления от ВСТО на Китай проект будет реализован, так как решение о нем принималось на уровне глав государств двух стран.
Переговоры по условиям предоставления Китаем этих кредитов были начаты 6 ноября. Тогда рабочая группа „Транснефти“, „Роснефти“ и Минэнерго РФ отправилась в Пекин, где в течение десяти дней планировала согласовать условия получения кредитов. При этом глава „Транснефти“ Николай Токарев говорил, что компания заинтересована в получении кредита на срок не менее 10 лет и со ставкой не выше 7%.
Однако уже через неделю переговоры были приостановлены. По неофициальной информации, это было связано с тем, что хотя стороны не зафиксировали ставку по кредитам в меморандуме, предварительно она была согласована на уровне 6-9% годовых. Но затем китайская сторона потребовала заменить фиксированную ставку плавающей, основанной на LIBOR. Вторая проблема — гарантии возврата кредита. Первоначально предполагалось, что „Роснефть“ возьмет кредит под гарантию поставок нефти, „Транснефть“ — под залог инфраструктуры, а Россия предоставит госгарантии. Однако на переговорах Китай потребовал пять различных видов гарантий, начиная от госгарантий и заканчивая гарантиями по выручке и добыче.
Между тем Россия может и не выполнить своих обязательств. Дело в том, что за последнее время нефтяники неоднократно корректировали свои прогнозы по добычи углеводорода.
В свою очередь вице-премьер Игорь Сечин поспешил заверить, что динамика добычи нефти в России в 2009 году будет положительной, так как в предыдущий период инвестиции были достаточны. Вице-премьер высказал мнение, что в текущем году необходимо поддерживать уровень инвестиций в отрасли для того, чтобы в перспективе не снижать планку добычи. При этом отметил, что у нефтяной отрасли в целом нет проблем, которые бы требовали какого-то аварийного подхода, она и так является локомотивом. По мнению вице-премьера, нефть на сегодняшний день продолжает оставаться высоколиквидным товаром. „Есть проблема цены, но кризис приходит и уходит, а нефтяная отрасль еще долго будет оставаться лидером мировой экономики“, — сказал он добавив, что у России в этом смысле стабильная позиция.
По словам Сечина, для сохранения роста нефтедобычи необходимы проведение активных геологоразведочных работ, а также увеличение темпов модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, в том числе за счет снижения цен на оборудование и металлы. Ранее сообщалось, что Россия в январе 2009 года сократила добычу нефти (включая газовый конденсат) по сравнению с январем 2008 года на 0,8% — до 41 миллиона тонн. Россия в прошлом году заняла первое место по добыче нефти в мире. Отечественные нефтяные компании на 143 миллиона тонн увеличили добычу нефти с 2002 года.
Стоит отметить, что в первом полугодии 2008 года российская нефтедобыча снизилась по сравнению с прошлым годом на 0,6%, составив 242 миллиона тонн.