Отсутствие у власти госпрограммы по выходу из кризиса грозило украинской экономике крахом. Но ситуацию «спас» Нацбанк, резко девальвировав гривну.
У каждой страны свои рецепты по спасению. Согласно плану Барака Обамы, Соединенные Штаты выделяют на стимулирование своей экономики 0 млрд. В Германии утвержден крупнейший в Европе план по поддержанию экономики на сумму свыше ?62 млрд. за счет дополнительных расходов и сокращения налогов до конца 2010 года. Японское правительство увеличило до $255 млрд. общую стоимость плана по борьбе с экономическим кризисом. В Австралии парламент одобрил правительственный антикризисный пакет на сумму $27,4 млрд. Китай на эти цели уже потратил более $500 млрд.
Верховная Рада и правительство Украины ограничились принятием первого антикризисного пакета и различных меморандумов в нескольких отраслях экономики. Но «действенность» этих документов у экспертов вызывает много вопросов. «Я сомневаюсь, что их можно назвать помощью государства отечественной экономике. Не все из того, что там написано, выполняется. Результаты работы миссии МВФ в Украине по выделению второго транша кредита это подтвердили», — отмечает интернет-газете «СЕЙЧАС» Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра им. А. Разумкова.
Понятно, что в ситуации, когда в Украине четкая государственная программа по выходу из кризиса отсутствует, каждая отрасль решает собственные проблемы «в меру своих сил» и наличия сильного лобби в парламенте.
АПК. Кредиты под вопросом
В бюджете на наступивший год финансирование сельского хозяйства снижено почти вдвое — с 12,1 до 6,4 млрд. грн. В таких условиях уже никто не говорит о его развитии. Более того, недофинансирование АПК может привести к существенному снижению объемов производства. А все принятые в последнее время «антикризисные» законы просто не работают. «Сегодня действует только то, что было принято в первом антикризисном пакете: беспошлинный ввоз крупного рогатого скота на территорию страны и льготы по НДС», — рассказывает интернет-газете «СЕЙЧАС» руководитель аналитического отдела консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник.
Особые надежды в правительстве связывают с пролонгацией банками кредитов для сельхозпредприятий. Премьер-министр Юлия Тимошенко уже успела заявить, что банки будут получать рефинансирование НБУ только при выполнении данного условия. До октября 2009-го отсрочены займы на сумму более чем 1 млрд. грн., на очереди — еще 3,2 млрд. грн., обещает Тимошенко.
В инвестиционной компании «Сократ» подтверждают, что пролонгация выплат по кредитам до осени немного облегчит напряжение с оборотным капиталом предприятий, задействованных в сельскохозяйственном бизнесе.
Однако не все эксперты уверены в эффективности подобных инициатив. «Все это — пока голословные заявления. Правительство не может в одиночку рефинансировать банки, а НБУ не спешит выполнять требование Кабмина», — объясняет Колесник.
Автопром. Продавленные преференции
Автомобильной промышленности страны повезло немного больше. Наличие сильного лобби в парламенте помогло проголосовать за закон №3379, предоставляющий отечественному автопрому определенные льготы. Теперь импортерам за ввоз легковых автомобилей и моторных транспортных средств для перевозки грузов на Украину нужно заплатить дополнительную пошлину в размере 13%, а импорт шасси, кузовов, запчастей и машинокомплектов, используемых при сборке автомобилей, входят в группу так называемого критического импорта и не облагаются пошлиной. Таким образом, автомобили отечественной сборки получили преимущества перед импортным транспортом, даже в условиях ВТО.
«Не нужно смотреть на нормы ВТО как на догму. США и Германия плевать хотели на ВТО, когда речь зашла о сохранении целых отраслей. В нынешней ситуации никто не думает о соблюдении каких-либо норм, работает принцип экономического эгоизма», — заявляет депутат-регионал Дмитрий Святаш, член Комитета ВР по налоговой и таможенной политике и почетный президент корпорации «АИС».
Между тем Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) обратилась к президенту Виктору Ющенко с просьбой воспользоваться правом вето и отклонить принятый закон. Импортеры и так платят в казну около половины стоимости — 10%-ную пошлину, повышенный в 5-10 раз акциз, 20% НДС, поясняет интернет-газете «СЕЙЧАС» Олег Назаренко, генеральный директор ВААИД. «Мы согласны, что отечественного производителя нужно поддерживать. Но делать это надо цивилизованными методами, — добавляет он. — Пусть государство выделяет беспроцентные кредиты, как это практикуется в мире, пусть закупает отечественные машины в автопарки чиновников, а не решает собственные проблемы лишь за счет импортеров и нарушений условий ВТО».
Металлурги и химики. Взаимопонимание с гривной
В начале ноября 2008 года для предотвращения катастрофы в металлургической и химической отраслях между их представителями и правительством был заключены меморандумы взаимопонимания. Согласно достигнутым соглашениям, собственники предприятий обязывались сохранить «докризисное» количество рабочих мест, уровень заработной платы и другие социальные гарантии для рабочих. «В ответ Кабмин пообещал не повышать тарифы на железнодорожные перевозки, цены на электричество, отменить наценку на транспортировку газа и ускорить возврат НДС. В принципе, все, что обещало правительство, за исключением НДС, оно выполнило», — рассказывает интернет-газете «СЕЙЧАС» Сергей Гайда, аналитик компании Dragon Capital.
Руководитель аналитического департамента инвестиционной группы «Сократ» Константин Степанов добавляет, что отмена целевой надбавки к ценам на газ — действительно существенный шаг навстречу химикам и предприятиям ГМК. Ранее она достигала 8-12%, что при нынешних ценах на газ составило бы $20-30 на тыс. кубометров. «Однако тарифы на перевозки грузов „Укрзализныцей“, деноминированные в гривне, не были повышены государством по договоренностям с химиками и металлургами, а снизились в долларовом выражении на 60% из-за девальвации гривны», — отметил эксперт интернет-газете «СЕЙЧАС».
Таким образом, в ноябре прошлого года украинская металлургия достигла дна падения, а с декабря наблюдается постепенный рост производства. Однако в этом процессе меморандум сыграл лишь вспомогательную роль. «Возрождение металлургов происходит за счет сильного падения цен на коксующийся уголь и решения „Метинвест Холдинга“ (Северный, Центральный, Ингулецкий ГОК, подконтрольный Ринату Ахметову. — „СЕЙЧАС“) о снижении контрактных цен с $ 120 в апреле 2008 года за тонну концентрата до $55-50 в феврале этого года», — объясняет аналитик. И поскольку 75-80% металлургической продукции идет на экспорт, сильная девальвация гривны сыграла отрасли только на руку.
По мнению аналитиков инвестиционной группы «Сократ», именно за счет этого украинские производители в конце прошлого года и получили незначительное преимущество перед зарубежными конкурентами. Сейчас, после девальвации российского и белорусского рубля, казахского тенге и других валют СНГ наше преимущество на рынке СНГ несколько утрачено, утверждают эксперты группы. Если девальвация этих валют продолжится, «статус кво» будет восстановлен и внешнеэкономические потоки снова сместятся в сторону импорта. Тогда как на европейских и азиатских рынках конкурентоспособность украинской металлургической и сельскохозяйственной продукции, вызванная девальвацией, все еще остается актуальной.