Хотя изначально предполагалось организовать конференцию доноров украинской ГТС, и планировали ее едва ли не два года. Финансовый кризис и газовые перипетии января 2009 года внесли свои коррективы — сегодня не только у отдельных, даже стабильно прибыльных компаний нет лишних средств на масштабные проекты, нет их и у государств и известных международных финансовых институтов. По крайней мере, теперь они внимательнее прежнего изучают предлагаемые для инвестирования проекты.
Что же касается газовой отрасли, то сегодня европейцы стремятся защититься как от ненадежности поставщика природного газа — “Газпрома”, так и от потенциальной необязательности транзитера, в данном случае — Украины. И хотя ответственность за замораживание Европы в начале текущего года лежит прежде всего на “Газпроме”, потребители газа в Европе не очень хотят разбираться, кто виноват — “Газпром” или “Нафтогаз України”. Имидж обеих компаний серьезно пострадал. И это уже не только экономика, но и политика — политика энергетической безопасности ЕС. С этой точки зрения сегодня, возможно, не самое удачное время для проведения Международной инвестиционной конференции по модернизации ГТС Украины. Но, с другой стороны, если не сегодня, то завтра уже может быть поздно, учитывая активную агитационную кампанию “Газпрома” по строительству обходящих Украину газопроводов — “Северного потока” и “Южного потока”.
Зачем нужна масштабная модернизация ГТС Украины?
Редакция “Зеркала недели” располагает презентацией, подготовленной украинской делегацией для потенциальных инвесторов, а также мастер-планом модернизации и реконструкции приоритетных объектов газотранспортной системы.
Итак, украинская делегация намерена предложить Евро­пейскому Союзу весьма конкретные проекты, расписанные и по срокам исполнения, и по объемам финансирован. Не станем сейчас вдаваться в детали каждого проекта, так как это весьма объемные материалы. Но, как следует из данных таблицы, больше всего средств требуется на реконструкцию и строительство компрессорных станций — 1435,3 млн. долл., на модернизацию линейной части газопроводов — 616,3 млн. долл., на подземные хранилища газа — 455,3 млн. долл. и на строительство новых газоизмерительных станций (ГИС) на входе в газотранспортную систему Украины (т.е. на восточной границе с Россией) — 448 млн. долл. К слову, газоизмерительные станции на восточной границе, как минимум девять штук, очень нужны Украине, так как до сих пор все измерения проводятся на российской стороне. Конечно, акты подписывают в присутствии представителей ДК “Укртрансгаз”. Но уже сам факт, согласитесь, заставляет задуматься: почему за все годы независимости Украина так и не обзавелась собственными газоизмерительными станциями на входе в отечественную ГТС?..
Как следует из проектов, предлагаемых прежде всего европейцам, общая сумма инвестиций, необходимых для модернизации и реконструкции ГТС Украины, составляет 3 млрд. 18,5 млн. долл. Сумма впечатляет, но это намного дешевле, чем строительство новых газомагистралей, как те же “Северный поток” и “Южный поток”.
Обращаясь к потенциальным инвесторам, Украина прежде всего ставит целью повышение надежности, эффективности и коммерческой привлекательности транспортных маршрутов, уменьшение влияния на окружающую среду, минимизацию рисков поставок природного газа европейским потребителям через территорию Украины.
Немаловажно и то, что Украина намерена привести свое законодательство в соответствие с нормами, применяемыми в странах Европейского Союза.
Приоритеты модернизации ГТС
Что касается технологии, то первоочередными задачами реконструкции являются поддержание проектных технических параметров основных транзитных газопроводов и подземных хранилищ газа, внедрение современных технологий транспортировки и хранения газа и управления его потоками, а также внедрение современных методов контроля технического состояния объектов украинской ГТС, учета количества и качества газа в режиме реального времени и пространства на территории Украины. А основные сегодняшние параметры украинской ГТС представлены в табл. 2. Приоритетными проектами модернизации и реконструкции ГТС Украины являются:
— Западный транзитный коридор, а именно: газопроводы “Союз”, Уренгой—Помары—Ужгород и “Прогресс”;
— Южный транзитный коридор, а именно: газопроводы Елец—Кременчуг—Кривой Рог, Ананьев—Тирасполь—Измаил;
— подземные хранилища газа Бильче—Волыцко—Угерское и Богородчанское;
— газоизмерительные станции “Ужгород”, “Берегово”, “Дроз­довичи”, “Теково”, “Орловка”.
Что же касается строительст­ва новых газовых магистралей и, соответственно, увеличения газотранспортных возможностей Украины, то об этом можно будет говорить определенно только тогда, когда будет понятно, насколько увеличится газопотребление в Европе. Пока что в ЕС наблюдается обратная тенденция.
“Сдает” ли Украина свою ГТС?
Как только речь зашла о дате проведения международной конференции, появились слухи, что якобы Украина готова поделиться правами на свою газотранспортную систему. И поскольку это прежде всего геополитический вопрос, “Зеркало недели” обратилось к президенту Украины Виктору Ющенко, спикеру Верховной Рады Владимиру Литвину и премьер-министру Юлии Тимошенко с уточняющими вопросами.
1. Мастер-план ДК “Укртранс­газ”, который Украина намерена представить в Брюсселе на конференции 23 марта, предусматривает восемь основных проектов реконструкции и строительства объектов ГТС Украины.
На каких условиях Украина рассчитывает получить необходимые для этого 3 млрд. 18,5 млн. долл.?
2. “Зеркалу недели” известно, что европейцы предложили как минимум корпоратизировать и выделить в отдельное предприятие дочернюю компанию НАК “Нафтогаз України” — ДК “Укртрансгаз”. Как максимум после январского газового кризиса может возникнуть вопрос о создании консорциума по управлению украинской ГТС. Сегодняшний закон этого не позволяет. Оста­нется ли газотранспортная система вместе с подземными хранилищами газа в безальтернативной собственности государства, или же парламент может пересмотреть закон?
3. Кто, с вашей точки зрения, мог бы стать оптимальным партнером Украины в управлении ГТС: отдельные страны ЕС? Ев­ропейский Союз? ЕС и Россия? Россия? США? Каким вам видится оптимальное распределение долей в геополитическом консорциуме и почему?
4. Какую форму управления украинской газотранс­портной систе­мой вы считаете наиболее эффективной с точки зрения обеспечения национальной безопасности?
После длительных переговоров готовым ответить на вопросы “Зеркала недели” оказался только Виктор Ющенко:
“Украинская сторона тщательно подготовилась к Международной донорской конференции по модернизации и реконструкции украинской газотранспортной системы и готова представить международному сообществу свою четкую позицию в этом вопросе. Таким образом, мы успешно приходим к некоторой финальной точке длительной трехлетней дипломатической работы, направленной на достижение цели — интегрироваться в европейское энергетическое пространство, и переходим к первым практическим шагам.
Если говорить более предметно, есть экспертная группа, сформировавшая мастер-план ДК “Укртрансгаз” НАК “Нафтогаз України” для рассмотрения конференции. Этот документ обрабатывается соответствующими правительственными учреждениями и предварительно уже прошел детальное обсуждение в кругу иностранных экспертов, в том числе в Брюсселе. Таким образом, в своей финальной версии мастер-план учитывает большинство их оценок и рекомендаций.
Следовательно, украинская сторона обоснованно рассчитывает на принятие положительного концептуального решения при участии глав делегаций, которые будут представлены на конференции.
Нужно напомнить, что Украина выступила с инициативой проведения такой конференции, преследуя цель путем привлечения мощного инвестиционного ресурса осуществить модернизацию газотранспортной системы, что должно привести к повышению безопасности и надежности, эффективности и коммерческой привлекательности украинских газотранспортных маршрутов, уменьшению негативного влияния на окружающую природную среду. Особенно важная миссия этого масштабного технологического проекта — минимизировать риски поставок природного газа европейским потребителям, в том чис­ле и украинским. Следует понимать, что эта инициатива осу­ществляется в контексте концептуальной инициативы Украины — целостно интегрировать собственное энергетическое пространство в европейский рынок, работающий по унифицированным прозрачным правилам. В более широком контексте этот проект является компонентом политики европейской интеграции Украины, стратегической целью которой является членство Украины в ЕС, к которому настойчиво продвигается наше государство. И кооперация энергетических рынков является одним из лучших способов приблизиться к ЕС.
Предлагается, чтобы модернизация и реконструкция украинской ГТС осуществлялась путем реализации прежде всего таких конкретных инвестиционных проектов:
· реконструкция линейной части газопроводов со вспомогательными объектами;
· модернизация и реконструкция систем линейной телемеханики и связи;
· модернизация и реконст­рукция компрессорных станций;
· модернизация и реконст­рукция подземных хранилищ газа;
· реконструкция и строительство новых газоизмерительных станций.
Условия привлечения необходимых ресурсов будут в дальнейшем определены, в том числе базируясь на основоположном решении донорской конференции в Брюсселе. Подробно об этом еще рано говорить, но убежден, мы получим оптимальные, взаимоприемлемые условия инвестирования, возможно, путем привлечения средств в форме кредитов, грантов, осуществления совместных инвестиций.
Однако хотел бы предостеречь от того, чтобы на данном этапе называть конкретные суммы инвестиций: рассчитана ориентировочная, оценочная потребность, с которой работают эксперты, но окончательная цифра будет определена совместно сторонами-участниками проекта во время проработки.
И в этом контексте я бы хотел серьезно предупредить прежде всего тех украинских участников этого проекта, в компетенции которых — адаптация украинской экономической, социальной, бюджетной политики к требованиям МВФ: необходимой предпосылкой для предоставления нашей стране кредитной помощи международными финансовыми институтами для модернизации национальной газотранспортной системы является возобновление полноценного сотрудничества с МВФ. Будет сложно получить финансовую помощь для модернизации нашей ГТС, если не будет восстановлен взаимоприемлемый формат отношений страны с МВФ — начиная от ЕБРР, Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка. Этот фактор является достаточно весомым, его значение постоянно подчеркивается и публично, и во время встреч, посвященных согласованию антикризисной внутренней политики.
Я знаю, что у сообщества особую обеспокоенность вызывает то, какую конфигурацию приобретет система управления газотранспортным стратегическим активом в перспективе. Хочу развеять все необоснованные сомнения и твердо заверить. Во-первых, в этом вопросе украинская сторона действует в рамках, которые определены взятыми международными обязательствами по имплементации директивы Европейского Союза 2003/55/ЕС. Этот документ предполагает, что функции оператора газотранспортных сетей возлагаются на отдельное юридическое лицо, действующее отдельно от других направлений и независимо от остальных участников газового рынка.
С одной стороны, в Украине ДК “Укртрансгаз” де-юре отвечает требованиям директивы ЕС, поскольку является независимым юридическим лицом. С другой — ДК де-факто и де-юре относится к структуре НАК “Нафтогаз України”, которая, кроме транзита, осуществляет другие функции на энергетическом рынке. Поэтом все же существует некоторая противоречивость в статусе этой дочерней компании. Следовательно, необходимо отыскать оптимальный вариант деятельности оператора в рамках действующего национального законодательства с учетом требований директивы ЕС.
Во-вторых, полноценная имплементация 55-й директивы все еще продолжается как в странах Европейского Союза, так и вне их. На сегодняшний день можно говорить о том, что из ключевых стран ЕС 18 еще не завершили адаптацию этих требований. И от того, насколько синхронно удастся это сделать, будет зависеть успех реформ в газовой сфере Европы в целом.
И третье, но не менее важное: Европейский Союз не ставит под сомнение суверенное право Украины на владение газотранспортной системой, включая подземные газовые хранилища.
Значит, можно с уверенностью констатировать, что отечественная ГТС является стратегическим активом украинского народа, который при разумном использовании на годы вперед будет гарантировать защиту национальных интересов. Это ключевой инструмент по осуществлению политики Украины, направленной на интеграцию в ЕС. Ввиду этого необходимо уже сегодня начинать модернизацию украинской ГТС в соответствии с правовыми и техническими стандартами и нормативами Евросоюза. Современная, надежная и стабильная работа ГТС станет украинским ключом к европейскому будущему. Украина может или открыть европейскую дверь, или по-прежнему топтаться на еврокрыльце. Результат зависит от координации усилий и настойчивости всех ветвей власти”.
Стоит отметить, что Брюссельская конференция инвесторов — это только своего рода ознакомительная встреча заинтересованных сторон. И, вероятно, не следует ожидать принятия быстрых решений и реализации проектов. Процесс этот длительный и во многом обусловлен политическими факторами как внутри Украины, так и за ее пределами.
Но при любом исходе Международной конференции инвесторов украинской ГТС отечественное законодательство предполагает проведение тендеров на выполнение работ и поставку необходимого оборудования. Поэтому уже сегодня следует задуматься о том, как эти будущие тендеры будут проводиться. Ведь мы прекрасно наслышаны, с какими невероятными нарушениями происходят в Украине госзакупки. А о тендерах в “Нафтогазе”, в ходе которых вымывалось невероятное количество средств, слагают легенды.
Кроме того, возникает вопрос: будут ли участвовать отечественные производители труб, компрессоров и другого оборудования в этих тендерах и каковы их шансы на победу? Или инвесторы выставят условие о том, что поставщиками должны быть только их компании, а такие украинские заводы, как “Заря-Машпроект”, “Турбоатом”, а также производители труб останутся не у дел?
Не факт, конечно, что все предложенные проекты будут востребованы инвесторами. К тому же европейцы наверняка будут проводить собственную экспертизу проектов. Но думать об отечественных производителях нужно уже сегодня. Как и о том, какой, в конце концов, должна быть в будущем форма собственности объектов украинской ГТС — лакомого кусочка в сердце Европы.
Алла ЕРЕМЕНКО