Главная » Компании » Криминальные «тромбы» украинских нефтепроводов

Криминальные «тромбы» украинских нефтепроводов

В последние годы в политической лексике прочно укоренилось словосочетание «несанкционированный отбор». Касается это нефти, газа, газоконденсата, дизельного топлива и прочих веществ, транспортируемых по подземным трубопроводам. На высоком межгосударственном уровне этот самый несанкционированный отбор (а это всего лишь благозвучный синоним понятия «воровство») становится своеобразным рычагом политического влияния. И как всякий политический инструмент имеет избирательное применение.

В одних случаях это словосочетание неделями не сходит с газетных страниц и не смолкает в эфире, в других — «пропадает» на долгие месяцы. Но значит ли это, что сам процесс недозволенного отбора продукта из трубопроводов в эти периоды затишья прекращается? Увы, материалы, которыми располагает «2000», дают основания усомниться на этот счет.

Игра в пазл?

Собственно, располагаем мы оперативной информацией правоохранительных органов. Она структурирована не самым лучшим образом. Одни эпизоды прописаны подробно, иные даны лишь штрихами, а некоторые фрагменты и вовсе присутствуют без начала и конца.

Разложив эти документы на столе, передвигая их и меняя местами, чтобы найти логические связи и выстроить правильную последовательность, я поймал себя на мысли, что занимаюсь чем-то, похожим на игру в пазл. С той разницей, что на коробке магазинного пазла всегда нарисована правильная картина, которую нужно лишь повторить, сцепляя кусочки цветного картона. А тут информационные «пазлики» трудно сочетались между собой, да и исходной картины я, разумеется, знать не мог.

Впрочем, а кто сказал, что мне в руки должен попасть готовый криминальный очерк, где все подтверждено и разложено по полочкам!? Разведданные (а речь идет именно о такого рода информации), как известно, отличаются от учебника истории. Но ценность в том, что эти сведения есть сегодня и отражают то, что происходило вчера, возможно, происходит в данную минуту или свершится завтра. Так что с публикацией этих сведений мы решили не затягивать. Слишком кричащие это факты, чтобы ждать или заниматься их долгой литературной обработкой. Печатаем, как есть. Учебники пусть пишут потом.

Итак, речь идет о хищениях нефти и дизельного топлива, имевших место на трубопроводах в Волынской, Винницкой, Львовской и Житомирской областях. В Винницкой проходит труба государственного нефтепровода «Одесса — Броды», в остальных трех областях — продуктопровод, за работу и безопасность которого ответственно предприятие «ПрикарпатЗападТранс». Согласно оперативным данным, на этих подземных магистралях орудуют более десятка группировок, промышляющих несанкционированными врезками. Работают дерзко, масштабно, и с ними, по образному признанию одного из участников событий, «боится связываться даже милиция».

В чем образность? Да в том, что, как следует из оперативных данных, эти группировки покрываются и координируются самими работниками милиции — высокими чинами из соответствующих областных УВД МВД в Украине. Итак, речь пойдет о милицейской мафии «под землей».

Просто цистерна нефти

Приведем выдержки из рапорта на имя начальника управления ГАИ в Одесской области подполковника милиции Дубасова С. (здесь и в дальнейшем тексте цитаты поданы языком и в стилистике оригинала):

«Любашівський взвод ЖРЗПЗ № 724 від 03.04.2008

03.04.2008 р. під час проведення оперативно-профілактичних заходів по відпрацюванню території автошляху Київ—Одеса співробітниками Любашівського взводу ДПС при УДАI ГУМВС України в Одеській області на 318 км. автошляху Київ — Одеса був зупинений автомобіль Мерседес д/н ВН 2131 ВС з напівпричепом цистерна д/н ВН 5259 ХТ, під керуванням водія Димитрова Віктора Андрійовича (04.06. 1969 р. н., мешкаº Одеська область м. &;змаїл вул. Московська 13/23), який перевозив нафту в кількості 33.857 тонн на суму 39800 тис. гривень з документами, викликаючими сумнів у дійсності. Водій, автомобіль та вантаж доставлено до Любашівського РВ, проводиться перевірка».

Что было дальше? Автомобиль вскоре отпустили по указанию, как значится в оперативной сводке, начальника, генерал-лейтенанта К… го Б. А. При этом милиционеров как будто и не насторожил тот факт, что в цистерне была сырая нефть, которая в соответствии с украинским законодательством на территории нашей страны должна транспортироваться только по трубопроводам. Купить один бензовоз нефти официально в Украине практически невозможно. Минимальная товарная партия может измеряться в тысячах таких бензовозов. То есть налицо явное нарушение закона.

За последние годы был осуществлен ряд незаконных врезов в продуктопроводы, похищено светлых нефтепродуктов более чем на 55 млн. долл., что зафиксировано в бухгалтерской документации ОАО «АК Транснефтепродукт». Однако официальных претензий к украинским властям, ответственным за безопасность транзитных продуктопроводов на территории нашей страны, не поступало. Ни от компании «УкрРосТранснефтепродукт», ни от предприятия «ПрикарпатЗападТранс». Не поступало сигналов и от руководителей, ответственных за состояние трубопровода «Одесса — Броды». Что весьма странно. Таким образом, остается предполагать чью-то личную причастность к организации «отбора» из этого самого трубопровода?

В соответствии с распоряжением от 10.08.2007 г. одного из руководителей ОАО «АК Транснефтепродукт» Н… ва Ф. И. проведены проверки на обслуживающих трубопроводы предприятиях. Работала комиссия в составе трех человек, под руководством замначальника ДЗ ОАО «АК Транснефтепродукт» П… ова Е. Н. Каких-либо нарушений целостности трубопроводов не обнаружено. Более того, даже выявленные ранее и задокументированные правоохранительными органами три криминальные врезки (на 177-м, 202-м, 208-м километрах трубопровода по транспортировке дизельного топлива от Овруча до границы с Венгрией) не были отражены в соответствующей документации ДП «ПрикарпатЗападТранс». Не было зафиксировано и каких-либо следов выхода нефтепродукта.

В то же время только за 9 месяцев 2007 г. лишь на территории Житомирской области имели место около 30 криминальных врезок. Информация об этом подробно подавалась как в районных (Новоград-Волынский р-н), так и в областных СМИ.

Фактов хищения нефтепродуктов за июнь — август 2007 г. комиссией не выявлено. В то же время согласно оперативному балансу «ПрикарпатЗападТранс», недостача дизельного топлива составляет около 500 т. Полтысячи тонн солярки, «испарившихся» за два месяца?! Каково же в таком случае качество проверок трубопроводов, проводимых уже упоминавшимся П… вым Е. Н. и директором ДП «ПрикарпатЗападТранс» Малыхиным В. К.?

Все это дало повод правоохранителям определенного уровня и статуса задуматься. Была предпринята тайная, но весьма масштабная проверка работы некоторых должностных лиц на предприятиях трубопроводного транспорта.

Куда уехал «Вольво»?

Позволю себе процитировать служебное донесение одного из оперативных работников, чью фамилию (в силу понятных причин) называть нецелесообразно:

«Нами установлено, что 26—29 сентября 2007 г. С… ов П. Д. (старший группы), а также его подчиненные Г … к Н. С., С… н Р. Н. Осуществили 2 врезки на участке от г. Коростень до г. Ковель, на 63-м километре автомагистрали между Новоград-Волынским и Коростенем. Врезки совершены как в нефтепроводе «Одесса — Броды» (нефть), так и в продуктопроводе ДП «ПрикарпатЗападТранс» (солярка). При врезке находились руководители отрядов двух предприятий и работники спецмилиции. С … ов с подельниками проживали в г. Новоград-Волынский Житомирской области в частной гостинице «Лион» в номерах 213, 214 и 104 под своими фамилиями».

Вся эта информация, как следует из оперативного донесения, легла на стол руководству УВД МВД Украины в Ровенской области в присутствии гражданина РФ, который был командирован в Украину для выяснения и уточнения причин пропажи солярки.

За ликвидацию этой преступной группировки гражданин РФ подарил ответственному за операцию генерал-майору милиции П… ому С. Н. очень дорогой мобильный телефон (квитанция о его покупке до настоящего времени находится у покупателя), а также другие ценные подарки.

Со стороны руководства ровенской милиции обещаний было дано много. Но результат — нулевой, поскольку работники криминального блока так и не получили от своих руководителей никаких указаний. Равно как не получило соответствующих указаний и руководство спецмилиции по охране трубопроводов на территории Волынской, Житомирской, Ровенской и Львовской областей.

Из-за бездеятельности правоохранителей одной из группировок вскоре было похищено 60 м3 солярки из продуктопровода, принадлежащего ДП «ПрикарпатЗападТранс». А из нефтепровода «Дружба» — 30 м3 нефти. Нефть и солярка, как значится в донесении, были перевезены в Одесскую область на нефтебазу в Белгород-Днестровский р-н, с. Шабо (ул. Вокзальная, 17). Документы на перевозку предоставил Ш … ий И. И. от ООО «Эко-Сервис». Согласно документам, нефтепродукты передавались на ответственное хранение. Но в действительности они были реализованы. В частности, дизельное топливо С… ов П. Д. сбывал через фермера К… ва В. И. (Одесская обл. Болградский р-н, с. Канчево). А добытая нефть была отправлена на частный нефтеперерабатывающий завод в АРК, г. Феодосия.

«15.11.07 г. нам поступила информация о том, что группа из четырех человек готовится совершить врезку в Винницкой области. С… н Р. Н. — сварщик, В… ко А. М. — подсобник, Б… к В. Ф. — подсобник, Г… ко В. П. — водитель). Проживают в гостинице «Скифский вал» Винницкой обл. Немировского р-на, с. Озеро. Также обнаружили автомобиль «Вольво» ВН 28-32 АХ, прицеп ВН 3374 ХТ. Прикрытие по совершению врезки и вывозу краденого осуществляет Б… ий С. А. и подразделение СБ по охране нефтепровода.

По этому поводу было сообщено заместителю начальника милиции Винницкой области Зубарю Н. Г.»

Как значится в оперативном донесении, полковник милиции Николай Зубарь получил от коллег-оперативников сигнал о совершении преступления на трубопроводе в 7 утра 16 ноября. В его руках оказался полный расклад: фамилии, личные данные и места проживания врезчиков, марка, госномер и приметы машины, на которой предположительно будут вывозиться краденые нефтепродукты, предполагаемый маршрут следования и пр. Но только в 16 часов того же дня милиционеры под руководством полковника Зубаря задержали указанный «Вольво» с прицепом с ворованной нефтью.

При этом в донесении говорится, что из-за непонятной медлительности г-на Зубаря бензовоз с краденой нефтью чуть было не упустили, поскольку у оперативных работников не было полномочий самостоятельно задерживать злоумышленников. Правдами-неправдами они задержали бензовоз на 9 часов, ожидая бойцов Зубаря с соответствующим ресурсом и полномочиями.

Однако уже утром следующего дня водителя автомобиля в винницкой милиции отпустили, мотивировав это тем, что «он ничего не знает». А спустя два дня автомобиль и нефть передали на ответственное хранение в предприятие «Агротеп», к которому также имеет отношение г-н Ш… ий И. И. Разгрузка была произведена на базе в с. Шабо.

Примечательно, что именно Ш… ий является хозяином упомянутого «Вольво». И, повторимся, именно Ш… ий подписал товарно-транспортные накладные (они были изъяты у водителя при задержании) от имени своей фирмы «Агротеп».

Также у водителя изъяли фрагменты специальной топографической карты, на которой в мельчайших подробностях показана траса нефтепровода и обозначены запорные устройства (с соответствующими паспортными номерами, по которым можно определить тип и состояние устройства) на этом трубопроводе. Надо ли говорить, что такие карты являются секретными и, что называется, составляют государственную тайну!?

Как и в случае с задержанием «Мерседеса» на 318-м километре трассы Одесса—Киев 3.04.2008 г., автомобиль «Вольво» также перевозил сырую нефть, о чем свидетельствует запись в товарно-транспортной накладной. Выходит, что бензовоз с незаконной нефтью (а она, повторюсь, по определению не может законно находиться в отдельно взятой автоцистерне), который принадлежит г-ну Ш … ому, передан на ответственное хранение (до расследования ситуации) саму г-ну Ш … ому!
После этого, как утверждается в донесении, г-н Зубарь в течение пяти дней не отвечал ни по одному из телефонов. За это время следователь Винницкого областного УБОП ст. лейтенант Я… кий окончательно отпускает и водителя, и машину. То есть улики и один из основных соучастников полностью уводятся от правоохранительных органов. Во время странной недосягаемости полковника Зубаря ст. л-т Я… ий, похоже, «правильно поступил» с машиной и водителем…

Также в донесении значится: кроме водителя Г… ко, задержаны и остальные участники группы — В… ко, Б… к, С… н. А через два дня (18.11.2007 г.) также по этому делу были задержаны и С … ов (при попытке дачи взятки) с Б … им: «В настоящее время проходит еще 14 человек как подозреваемые. С… ова и С… ин сознались в осуществлении трех врезок на трубопроводе, принадлежащем ДП «ПрикарпатЗападТранс», — говорится в донесении.

Командовать «парадом» можно из СИЗО?

При этом в пакете оперативных сведений в редакцию также попали копии имеющихся в уголовном деле двух явок с повинной — Б… ого (зарегистрирована 25.11. 07 г.) и С … на (регистрационный номер 349 от 23.11.07 г., принял оперативный дежурный УМВД Украины в Винницкой области Ч… ка). В этих собственноручно составленных бумагах оба задержанных признались в осуществлении нескольких десятков врезок. Также значилось, что «С… ов П. Д., против которого уже было заведено 4 уголовных дела по факту воровства из нефтепровода «Одесса—Броды» по статье 185, часть 5, и он находился в розыске по Украине. Следователем Н… им В. В., который вел дело С… ова П. Д., все дела были закрыты, а С… ов снят с розыска.
Н… ий В. В. познакомил С… ова П. Д. с Т… ом В. А. (СБ нефтепровода «Одесса — Броды»), который имеет тесные контакты с М … ым (руководство «Прикарпатнефтепродукт»), Г … ей Г. П. (СБ «Прикарпатнефтепродукт»), Я … им И. В. (терминал), Н … им Н. Н. (площадка в Новоград-Волынском) ».

Также в донесении значится, что следователь УБОП Я… кий за 20 тыс. долл. передал в следственный изолятор, где содержался задержанный С… ов, мобильный телефон, что позволило последнему продолжать руководить оставшимися на воле подельниками (в частности, передавать указания Г… бу О.), которые продолжали прокручивать теневые операции с нефтепродуктами.

В этой истории, повторимся, очень много белых пятен. И вопросов больше, чем ответов. Почему отпустили водителя, почему не вызвало подозрения наличие у него секретных карт с расположением трубопровода? Имеется ли какая-либо связь между следователем УБОП Я… ким и Ш… ким И. И.? Действительно ли Т… юк В. А. накануне истории с задержанием бензовоза «Вольво» встречался в Новоград-Волынске с Я… ким И. В., Н… ким Н. Н. и Г… ей Г. П.? Действительно ли предметом их переговоров был вопрос о закупке ворованной солярки в Новоград-Волынске и доставки железнодорожными цистернами на нефтебазу в село Шабо Одесской области? Действительно ли вторым вопросом переговоров этих людей стала организация серии врезок в продуктопровод «Прикарпатнефтепродукта» для отвода внимания правоохранительных органов от нефтепровода «Одесса—Броды»? Действительно ли ворованную солярку из Одесской в Ровенскую область перевозили под сопровождением полковников милиции из ГАИ ГУВД МВД в Одесской области Л… ка П. и О… ка В.?

Позволим себе процитировать еще одно оперативное донесение. Оно не имеет отношения ни к нефти в «Одесса — Броды», ни к дизельному топливу, подающемуся в сторону венгерской границы. Оно даже географически «взято» совершенно в другом регионе. Но тем не менее может послужить информацией к размышлению о том, что происходит в украинских подземных трубопроводах и в наших властных коридорах:
Дело было под Полтавой

«Отримані дані свідчать про здійснення крадіжок газоконденсатної сировини за вказівкою начальника УМВС в Гадяцькому та Котелевському районі. Зокрема відомо, що безпосередньо керуº та даº відповідні вказівки, за погодженням з генералом В… ом, начальник ВВБ підполковник міліції П… як С. П. Вказана особа, ще перебуваючи на посаді начальника Гадяцького РВ УМВСУ, створила групу, що здійснювала розкрадання, а кошти передавав генералу, за що отримав позачергове звання та посаду… Розкрадання здійснювалось та здійснюºться в районі с. Веприк Гадяцького району з продуктопроводу ГПУ «Полтавагазвидобування». Для забезпечення безпечних умов «праці» за особистою вказівкою полковника міліції Ш… пи О. &;. (в подальшому він відмовився «кришувати» розкрадання нафти, відчувши, що справа може набути розголосу. — Авт.) залучаються працівники ДА I з м. Полтави, які блокують трасу з двох сторін під час виїзду на неї бензовозу. Обсяг викраденої за один раз сировини становить 28 метрів кубічних. В окремих випадках П… як С. П. особисто виїжджаº на місце крадіжки…

В липні поточного року до посадовця Зіньківського ВР УМВСУ звернувся посадовець Котелевського ВР УМВСУ з пропозиціºю спільно проводити крадіжки газоконденсату. При цьому він зазначив, що говорить з ним від імені генерала В… ка М. та П… ка, і останні, в разі надання посадовцем Зіньківського РВ УМВСУ своºї згоди, обіцяють йому свою підтримку та 7 копійок з літру викраденої сировини. При цьому котелевський посадовець зазначив, що він вже неодноразово здійснював розкрадання за вказівкою вищевказаних осіб.

Крім того, в серпні 2007 року на місці скоºння крадіжки працівниками Зіньківського РВ затримано автомобіль ДАФ (державний номер СВ 0364 ХХ) ºмністю 32 кубічних метри (осіб на місці скоºння злочину не затримано). За фактом ско ºння крадіжки Зіньківським РВ УМВСУ 23.08.2007 року порушено кримінальну справу № 07060137 за ознаками злочину, передбаченого ч. 4 ст. 185 КК України. Відразу ж після порушення кримінальну справу до свого провадження, за вказівкою начальника УМВСУ, забрали слідчі обласного управління. &; автомобіль був забраний до м. Полтава… за отриманими даними, автомобіль повернутий власнику за винагороду в 15 тис. дол. США. А справа призупинена в зв'язку з не встановленням осіб, причетних до скоºння крадіжки».

Ухищрения, к которым прибегают расхитители нефтепродуктов, просто поражают. Скажем, упомянут эпизод, когда над трубопроводом злоумышленники соорудили ангар, где и устроили незаконную врезку. В ангар загоняют бензовоз, наполняют, и он как ни в чем не бывало выезжает и следует «по назначению». Врезки проводят опытнейшие мастера, которые десятки лет проработали на строительстве и эксплуатации трубопроводов высокого давления, умеют работать как в условиях Крайнего Севера и Сибири, так и в условиях Украины, знают «повадки» нефтепродуктов и особенности тех или иных труб и запорной арматуры.

Злоумышленники перевозили нефтепродукты не только автомобильным транспортом, но и железнодорожными цистернами. Для этого они использовали целые дублирующие составы. То есть цистерны, которые нигде официально не числились, но их бортовые номера были точь-в-точь такими, как и у аналогичных цистерн государственной железной дороги. Это запутывало следы и позволяло нелегально перевозить большие партии незаконного груза из одного региона в другой.

В одном из донесений источник сообщает: «В отношении ДП «ПрикарпатЗападТранс» удалось выяснить следующее:

В 2003 г. «УкрРостранснефтепродукт» подписал договор с ДП «ПрикарпатЗападТранс». В лице М… на подписан договор, по которому «УкрРостранснефтепродукт» была передана эстакада по наливу нефтепродуктов из продуктопровода в ж/д цистерны. А также «УкрРоснефтепродукт» стал монополистом по перевозке нефтепродуктов. Стоимость услуг по наливу для «УкрРостранснефтепродукт» составляет $1,5 за тонну. Для клиентов «УкрРостранснефтепродукт» необоснованно установил $6 за тонну и $4 за тонну к тарифу за перевозку ж/д цистернами.

Нами установлено, что за период с 01.01.2007 г по 18.12. 2007 г. через компании Эм. Би. Ай сервис ООО МФО 321983, АКБ Демарк, г. Чернигов, р/с 2600700740080 и «Бизнес-консалтинг компания современных технологий» ООО МФО 300164, АКБ Таскомерц-банк, р/с 26001000490101 было обналичено 21 075 071 грн. (в эквиваленте $4 млн. 200 тыс.).

Наименования платежей: «За услуги по слежению, планированию, предоставление информации согласно договора 3 09/пр от 29.01.2007 г.».

Действительно ли на терминале «УкрРоснефтепродукт» можно было за наличные деньги без оформления соответствующих документов купить большую партию нефтепродуктов? Действительно ли здесь торговали как легальными, так и нелегальными нефтепродуктами?

Как видим, клубок неблаговидных деяний с нефтяным душком очень запутан. Но истинные правоохранители уже ухватились за кончики информационных «ниточек», и нам вскоре удастся узнать больше о том, что происходит с нефтяными трубами под землей.

P.S. Некоторые имена и фамилии мы не называем в интересах следствия.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.