В конце апреля Росстат опубликовал данные по общему числу безработных россиян в первом квартале 2009 года, которое высчитывается по методологии Международной организации труда (МОТ). Число безработных в России в первом квартале 2009 года составило 7,1 миллиона человек, что на треть больше, чем в январе-марте 2008 года.
Озвученная Росстатом цифра выглядит пугающе. В январе в РФ общая безработица в стране составляла 6,1 миллиона человек, а в феврале — 6,4 миллиона человек. Если исходить из общего квартального показателя в 7,1 миллиона человек, то можно предположить, что в марте эта цифра выросла до 8,8 миллиона человек. Однако здесь как раз тот случай, когда дьявол скрывается в деталях.
Все дело в методике подсчета безработных, которую применяет Росстат. Месячные данные по вопросам безработицы статистики добывают расчетным путем, основываясь на замерах, которые проводятся раз в квартал. Эти данные впоследствии уточняют, получив результаты нового квартального обследования. Таким образом, ежемесячные цифры Росстата по общему числу безработных можно лишь с большой натяжкой считать точными.
Видимо, поэтому в марте Росстат неожиданно решил отказаться от ежемесячной публикации данных по общей безработице. Теперь цифры, которые расходятся с официальными прогнозами правительства, будут публиковаться ежеквартально.
Напомним, что число безработных в России в первом квартале 2009 года увеличилось до 7,1 миллиона человек — цифра значительная. Это 9,5 процента экономически активного населения страны. В численном выражении данный показатель выше зафиксированного в четвертом квартале 2008 года, когда безработных в РФ насчитывалось 5,3 миллиона человек. Год назад, в первом квартале 2008 года, в России также насчитывалось 5,3 миллиона неработающих граждан.
При этом отдельные месяцы в первом квартале показывают более «высокую» безработицу, чем по итогам всего квартала. Так, в феврале 2007 года, когда Росстат проводил свой замер, в России было зарегистрировано 5,38 миллиона безработных (7,2 процента экономически активного населения), а в феврале 2008 — 5,308 миллиона безработных (7,1 процента экономически активного населения). Эти же цифры близки к квартальным показателям по количеству безработных в вышеупомянутых кварталах.
Поэтому интересно, что именно представляет из себя цифра в 7,1 миллиона человек. Свои обследования населения по проблемам занятости Росстат традиционно проводит в феврале, мае, августе и ноябре. По данным «Коммерсанта», именно февральская цифра легла в основу квартальной оценки.
Таким образом, «сезонный» рост в первые три месяца года оказался значительно выше ранее фиксировавшихся показателей и совсем необязательно говорит о резком скачке безработицы в марте. Скорее, данные по итогам квартала говорят о более равномерном росте числа безработных в предыдущие месяцы. Можно предположить, что уже в феврале безработных в России было не 6,4 миллиона, а 7,1 миллиона человек.
По данным Минздравсоцразвития, число официально зарегистрированных безработных россиян на 8 апреля достигло 2,234 миллиона человек, а на 15 апреля 2009 года — 2,259 миллиона. Здесь скорее интересна динамика роста числа безработных, которая, по мнению чиновников Минздрава, замедлялась в апреле от недели к неделе — с 1,6 до 1,1 процента. Это отчасти подтверждает слова вице-премьера Александра Жукова, который ранее заявил, что пик роста безработицы в России пройден.
Впрочем, регистрируемая безработица не всегда является отражением спада в экономике. К примеру, предыдущий пик регистрируемой безработицы в 2,25 миллиона человек был зафиксирован в феврале 2005 года, когда рецессией в мировой экономике даже и не пахло
Минздрав предполагает, что количество официально зарегистрированных безработных более не будет увеличиваться, либо будет колебаться в таких пределах, чтобы встроиться в предсказанные чиновниками цифры. Если эта тенденция сохранится, то безработица должна составить к концу года 2,2-2,8 миллиона человек. Такую же логику можно применить и к официальному прогнозу по общей безработице в 7 миллионов человек на конец года, с учетом тех, кто не состоит в списках служб занятости.
Это не так страшно, как может показаться. Дело в том, что цифры Росстата все же значительно меньше пикового уровня безработицы, зафиксированного сразу после кризиса 1998 года. В первом квартале 1999 года в России было 10,4 миллиона безработных — 14,6 процента экономически активного населения.
Впрочем, статистику Росстату может подпортить количество «скрытых» безработных — находящихся в вынужденном отпуске или работающих неполный рабочий день. По данным Минздрава, сейчас таких работников в России насчитывается 1,39 миллиона человек. Большая часть из них, в случае, если подъема экономики в стране не случится, останутся без работы. Сейчас в организациях, не относящихся к малому бизнесу, занято 36,3 миллиона человек — 52,5 процента от общей численности занятых россиян. В этом случае то, что Росстат с лета 2008 года значительно понизил количество экономически активного населения страны — почти на 1,8 миллиона человек, может привести к тому, что общее количество безработных в стране превысит отметку в 10 и даже более процентов.
Поэтому сейчас важно даже не то, насколько успешно правительство сдерживает рост безработицы, а то, насколько оно стимулирует восстановление занятости в экономике. Особенных успехов в этом пока заметно не было. До настоящего момента все предлагаемые государством меры по большей части направлены на создание рабочих мест для низкоквалифицированного персонала, либо «удержание» рабочих мест на предприятиях административными мерами. Все это чревато снижением конкурентоспобности реального сектора российской экономики, а также, что самое плохое, более долгим выходом из рецессии и консервацией неэффективного рынка труда.