Последние статистические данные свидетельствуют о том, производительность труда в России составляет лишь треть от уровня производительности в США. В условиях мирового финансового кризиса эта проблема вышла на общегосударственный уровень. Почему в России «так плохо работают»? Кто в этом виноват — менталитет, менеджмент или сама схема российского рынка? На вопрос отвечают экономические эксперты.
Елена Лебединская, эксперт Экономической Экспертной Группы:
— Мне кажется, причин здесь две. Одна — просто привычка «недорабатывать». А вторая — недостаточное стимулирование повышения производительности. Даже если человеку платят хорошо, ему не начнут, часто, платить больше, если он будет реально работать быстрее и лучше. У нас заработная плата недостаточно гибкая в этом смысле, особенно в традиционных секторах.
Многие страны пытаются придумать различные схемы оплаты по результатам работы. Проблема в том, что практически все эти схемы очень зависят от квалификации и адекватности «контролирующего», менеджера, который определяет эти результаты, оценивает их. Во многих странах это не является проблемой и схемы работают. У нас и у многих других — это проблема. Адекватных руководителей мало, и еще меньше из них заинтересованы в хорошем поощрении работников.
Проблема берется из того, что у большинства работников нет стимулов работать лучше, у менеджмента — нет стимулов и способностей контролировать результаты, стимулировать работников. Большинство хотят «просто получать зарплату». Думаю, победить эту проблему быстро невозможно. Но нужно предпринимать попытки как-то внедрять нормальный контроль и более гибкие схемы оплаты труда. Для этого, прежде всего, необходима нормальная конкуренция, предприятия должны быть реально заинтересованы в росте производительности. Для этого нужна конкурентная борьба.
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР:
— Это, в принципе, является проблемой для любой экономики. И ключевой момент здесь — это стимулы. В условиях рынка стимулы к росту производительности создаются конкуренцией. Сильная конкуренция — и рост производительности большой. В сфере государственного управления — конкуренции нет по определению. Поэтому и стимулов нет. И это верно везде — и в России, и в Европе, и в Америке. Однако, частично эту проблему можно решать жестким контролем и четкой регламентацией.
Другой важный момент — это уменьшение сферы государственного управления путем передачи как можно большего числа функций рынку. Безусловно, все передать нельзя. Но то, с чем государство может расстаться — надо расставаться. В России, однако, и в отношении контроля, и в отношении регламентации и в отношении передачи части функций рынку — большие проблемы. Так что неудивительно, что мы имеем раздутый и неэффективный сектор госуправления, который еще и мешает рынку развиваться.
Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК:
— Производительность труда дело комплексное. Здесь и качество оборудования, качество менеджмента и качество рабочей силы. Качество рабочей силы у нас, мягко скажем, не очень. Работать, как надо работать в развивающейся стране, она не привыкла. Много претензий, но мало желания трудиться. Нормальный менеджмент только-только начинает осваиваться и приживаться. Что касается оборудование, то здесь ситуация в разных сферах разная.
На мой взгляд, в последнее время работать действительно стали лучше. Но это касается только бизнеса, в госсекторе, у тех, кто получает зарплату из бюджета, почти ничего не изменилось.