Судьба болгарского участка российско-итальянского газопровода «Южный поток» наконец-то решена. Во вторник премьер-министр Владимир Путин и его болгарский коллега Сергей Станишев объявили: трубе быть. Соответствующий договор предварительно согласован и будет подписан в ближайшие две-три недели. Впрочем, хотя договоренности на высшем уровне достигнуты, интрига осталась: пока не ясно, в чем главы правительств двух стран нашли компромисс. Ведь еще недавно Болгария выставляла особые условия.
— Думаю, в течение нескольких, даже пары недель оно (соглашение по «Южному потоку». — «Известия») будет подписано. Никаких разногласий не осталось, — сообщил во вторник Владимир Путин сразу после переговоров.
«Газпрому» и «Булгаргазу» останется только ратифицировать документ.
Для того чтобы продолжать переговоры о строительстве болгарского участка «Южного потока», «нужно было увязать в один пакет», как сухо выразился Владимир Путин, вопросы текущих поставок газа в саму Болгарию, транзита топлива дальше к европейским потребителям, да и степень ответственности всех задействованных сторон.
А визави нашего премьера Сергей Станишев признался:
— Мы вели долгие и даже сложные переговоры с «Газпромом» и договорились об урегулировании отношений вплоть до создания акционерного общества.
Заметим, что это далеко не первая попытка Москвы и Софии заключить соглашение по газопроводу «Южный поток». Последняя была сорвана буквально в прошлые выходные. Тогда Владимир Путин уже готов был прибыть в Софию, чтобы поставить свою подпись под договором о строительстве. Но Болгария в последний момент выкатила дополнительные требования.
В частности, в новом варианте «улучшенного» газового контракта «Газпрому» предлагалось изменить транзитную ставку (естественно, в сторону повышения), разработать альтернативные маршруты поставок, на случай если кто-нибудь снова спровоцирует газовый кризис. Заодно в Болгарии решили отказаться и от посредников и покупать газ напрямую у российского газового монополиста. В «Газпроме» сразу заявили о том, что ни о каких переговорах и речи быть не может, а премьер-министр передумал ехать на энергетический саммит в Софию (где и должен был быть поставлен исторический автограф).
Дальнейшие события развивались стремительно. Болгарский премьер Сергей Станишев прилетел в Москву сразу же после окончания саммита. Вопрос повис в воздухе, надо было его решать. И вот во вторник Станишев удовлетворенно сообщил, что после переговоров российская сторона учла предложения болгарского энергетического холдинга, «которые имеют значение для болгарской стороны». Неужели жесткая решимость «Газпрома» стоять до конца поколебалась, и наш монополист таки пошел на пересмотр транзитных тарифов? Или же болгарская сторона смягчила свои требования? Все подробности остались за закрытыми дверями переговорных. Но кое-что можно понять даже из скупых заявлений чиновников.
Объемы транзита до 2030 года решено оставить без изменений — 17 млрд кубометров в год. Это значит, что проект будет реализован в полном объеме и никакие гипотетические «Набукко» ему не помешают. А вот ответ на вопрос о форме продажи российского газа премьеры, похоже, спустили на уровень ниже, предоставив компаниям самим разбираться, кто кому продает газ.