«Основная задумка России по поводу зернового «ОПЕК» — забрать зерно у Казахстана и отодвинуть Украину с экспортных элеваторов».
Россия снова разворачивает Украину к идее создания зернового ОПЕК совместно с Казахстаном. Планируется, что этот вопрос будет обсуждаться на Всемирном зерновом форуме, который состоится в конце недели в Санкт-Петербурге. Правда, теперь предлагается говорить о зерновом пуле причерноморского зерна.
Обосновывается новая инициатива тем, что вне зависимости от смены вывески объединения, его цель остается неизменной – укрепить экспортный потенциал стран-участниц на внешних рынках. Эта официальная версия, которую озвучивают инициаторы «совместных действий». Однако, каковы неофициальные намерения могут просматриваться во внезапном возрождении «зернового СССР», proUA решил выяснить у директора консалтингового агентства «ААА» Сергея Наливки.
— На прошлой неделе в Украине уже прошла информационная подготовка к возрождению темы «зернового ОПЕК». Эксперты даже сделали заключение, что этот проект будет выгоден для всех его участников. Если это так, то почему его запуск откладывается вот уже три года?
— Почему Россия так стремится создать «зерновой ОПЕК»? Прежде всего, это очередная попытка наших соседей показать миру «кузькину мать». О чем сегодня говорят власти наших соседей: совместными усилиями с Украиной и Казахстаном регулировать цены на внешних рынках. То есть, захотели – снизили объемы поставок. Захотели – вообще прекратили. Это очередной маразм по принципу «надо кого-то гнобить».
Почему сейчас это объединение хотят сделать из трех стран? Казахстан имеет великолепную по качеству пшеницу. Но она красноватая из-за большого содержания железа в почве. И с такой пшеницы мука и хлеб получаются также красноватыми. Поэтому, потребители просто вынуждены разбавлять казахское зерно другим.
Так вот, задумка «зернового ОПЕК» такова: Казахстан далеко и сам зерно экспортировать не может (он «завязан» на Черное море). А в рамках новообразования Казахстан вынужден будет отдавать зерно России. Отсюда и разговоры о взаимозамещении. Но только многие помнят, как выглядят «партнерские отношения» с Россией на примере газа. Это когда газ у частных компаний или у соседей покупается по сорок долларов (потому, что им транспортировать не дают) и продается по триста сорок. И это считается «нормальными партнерскими» отношениями.
— А роль Украины в этом пуле?
— Украина им нужна только из-за логистики. Отмечу, что с нашей инфраструктурой может сравниться только Европейский Союз. И то вместе взятый, а не по отдельным странам. Америка вообще и рядом не стоит. Зерновые американские порты – это 1/5 от наших мощностей. Они мелкие. Вы не думайте, что если Америка, так это все там «вау»! Да, там есть элеваторы, которые позволяют одновременно хранить 1-3 млн тонн зерна. Но по логистике Украина впереди планеты всей. Возможно, лучше только в Бразилии.
Так вот, по задумке «зернового ОПЕК» Украина вынуждена будет предоставить свои экспортные элеваторы России. И тут следует отметить, что у наших соседей сейчас очень активно продвигается создание супер-госмонополиста на этом рынке. То есть, экспорт зерна должно будет контролировать государство. И оно будет определять политику. Уже многие аграрные компании средней руки вынуждены были вступить в состав этого образования. На добровольно-принудительных условиях, с внесением своих активов.
То есть, основная задумка зернового «ОПЕК» — забрать зерно у Казахстана и отодвинуть Украину с экспортных элеваторов. И еще, чтобы «хохлы» согласовывали цены на свою пшеницу с Москвой. Да, России это очень надо. Потому, что у них нет мощностей. Вернее, они есть, но это маленькие каботажники.
И не стоит забывать про расположение Украины. Здесь вся инфраструктура. У нас ежегодно достраивается 300-600 тысяч тонн перевалки в портах. У нас это бешеными темпами развивается. В России всего этого нет.
Поэтому «зерновой ОПЕК» для Украины однозначно можно считать невыгодным. В противном случае Украина просто сойдет с международной арены как крупный экспортер. А Россия будет открывать-закрывать экспорт, манипулировать, давить на весь мир, чтобы показать какие они крутые. А для Украины это будет реальный удар по этим 24-26% ВВП, которые сегодня зарабатывает наш аграрный комплекс.
— Вы же часто общаетесь с представителями Минагрополитики. Какие там настроения относительно «зернового объединения»?
— Вы знаете украинский менталитет – «та ви куме кажіть, кажіть». Это же относится и к «зерновому ОПЕК». И здесь я бы похвалил за дипломатичность министра Юрия Мельника. Когда эта идея была озвучена, МинАП Украины говорило об интересе к проекту, но предлагало хорошо над ним подумать. Правда, тогда в России министром был Алексей Гордеев, который нормально относился к Украине, так как сам родом отсюда. А сейчас, когда министерство сельского хозяйства в России возглавила такой откровенный гебистский ставленник (Елена Скрынник — «proUA»), то имперские амбиции зазвучали активнее.
Да и действия нашего Кабмина не всегда предсказуемы. Особенно в условиях «углубления» сотрудничества руководства правительств России и Украины…
— Что у нас будет в этом сезоне с урожаем и ценами на него?
— Рекорда не будет. Это точно. Будет средний по пятилетке урожай в 37-38 млн тонн. Это нормальный урожай. Тем более, что все эти жалобы на отсутствие средств у аграриев – это сказки. Средства есть. Конечно, проблемы существуют у некоторых агрохолдингов, которые набрались кредитов без какой-либо стратегии развития.
А что касается цен на зерновые, то они будут выше. Возможно, по пшенице не так значительно. Но тут будет зависеть от того, чем закончиться создание российского госмонополиста, и как будут развиваться события в Аргентине. По другим культурам цены будут намного выше нынешних.