Белоруссия с 09:00 среды вводит усиленный таможенный контроль за перемещением грузов на белорусско-российских автомобильных и железнодорожных магистралях. Об этом во вторник заявил глава таможенного комитета Белоруссии Александр Шпилевский. Как отмечает РИА Новости, это решение принято в соответствии с указанием главы белорусского государства.
В свою очередь госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Юрий Жадобин пояснил, что введение со среды усиленного таможенного контроля «является симметричной мерой в ответ на действия российской стороны в отношении белорусских товаров» — Россия ввела ограничения на поставки белорусской молочной продукции, что вызвало недовольство Минска. Роспотребнадзор сначала запретил ввоз почти 500 наименований, а потом — еще 800 из-за того, что белорусские производители не переоформили документы в соответствии с требованиями российского техрегламента по молоку.
Россия, Белоруссия и Казахстан уже несколько лет занимаются унификацией таможенных правил и тарифов в рамках создания Таможенного союза. Более того, неделю назад руководство трех стран приняло решение вступать к Всемирной торговой организации (ВТО) в качестве единой таможенной территории. Как на этом фоне выглядят «таможенные войны» внутри единого таможенного пространства — оценить трудно. Картина явно нездоровая.
— В свое время были жесткие государственные стандарты, ГОСТы, — напомнил главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. — Попасть в ГОСТ было трудно, но изменить что-то в ГОСТах — еще трудней. В принципе, зная нормы стандарта можно было обладать уверенностью, что все делаешь правильно — молоко человечество потребляет тысячи лет, что может меняться в стандартах на него? Иное дело — технический регламент. Это не жесткая норма, она меняется фактически произвольно — можно потребовать, чтобы все молоко было синего цвета, и попробуй нарушь это требование. Техрегламент — штука ведомственная, плохо контролируемая, но обойти ее трудно. Вот и сейчас — внесены некоторые изменения, и продукция, поступавшая на рынок годами, вдруг разом оказалась «негодной». Как говорил Ленин, по форме правильно, а по существу — издевательство… Ответ Минска симметричен и симметрично идиотичен — наказывают не Кремль, а россиян, как-будто они могут повлиять на политику властей.