Этим летом вся Центральная Азия напоминает большой восточный базар, причем торговля там идет крупная. На кону военные базы, оборонительные альянсы и транзитные маршруты для переброски войск и военных грузов. Основными купцами выступают Россия и США.
Их деньги, как всегда, творят чудеса. Например, в июне Киргизия отказалась от своего давно выстраданного требования к США о закрытии военной базы в Манасе. Вашингтон просто предложил хорошую цену, и, по всей видимости, обещал не препятствовать очередными «цветными революциями» переизбранию президента (которое в итоге благополучно состоялось). Базу для всеобщего успокоения формально закрыли, но фактически http://www.utro.ru/articles/2009/06/23/821947.shtml отставили на месте, переименовав в «центр транзита».
Россия, перед этим объявившая о предоставлении Киргизии без малого $2,5 млрд, была крайне раздражена поведением своего союзника. Очень кстати на днях в киргизском курортном городке Чолпон-Ата на живописном берегу Иссык-Куля состоялся рабочий саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Там киргизской стороне напомнили о ее прежних обещаниях и о российских деньгах: $ 150 млн безвозмездной помощи, $300 млн в рамках льготного кредита (под 0,75% на 40 лет) и около $ 2 млрд на финансирование совместного проекта строительства Камбаратинской ГЭС. Такие деньги на дороге не валяются, не говоря уже о союзнических обязательствах. В итоге Киргизия, не ставя под сомнение свои договоренности с США, приняла новые обязательства перед Россией – речь идет о создании еще одной российской базы.
Правда и здесь Бишкек оставил себе пространство для дальнейшего торга с Москвой. На саммите было подписано не соглашение о создании новой базы (как того хотела российская сторона), а всего лишь меморандум о «развитии и совершенствовании двусторонней договорно-правовой базы и размещению в Кыргызстане дополнительного российского воинского контингента». Само соглашение, условия которого распространятся и на действующую российскую базу в Канте, должно быть подписано до ноября. Точнее, в документе говорится, что это «признано целесообразным». Насколько целесообразным в итоге оно покажется Бишкеку – будет, очевидно, зависеть от дополнительных «пряников» с российской стороны.
Пока известно лишь, что новая база будет небольшой – всего один батальон, а срок действия нового документа должен составить 49 лет с возможностью автоматического продления на 25-летние периоды. Известно также, что Россия хочет разместить базу в Ферганской долине, чтобы контролировать этот неспокойный район, пресекать наркотрафик и приток радикальных исламистов с юга. Но по вопросу о месте дислокации также есть разногласия: Россия стремится расположить базу там, где уже имеется какое-то подобие инфраструктуры, а Киргизия, напротив, хочет, чтобы вся инфраструктуру создавалась с нуля, а потому предлагает практически «чистое поле».
Свою линию гнет и Узбекистан. Он вообще против того, чтобы на сопредельных территориях появлялись новые базы, будь то российские или американские. А тут еще Россия объявила, что база на юге Киргизии будет действовать под эгидой ОДКБ. То есть, она будет состоять из российского батальона, но теоретически там могут появиться и киргизские, и даже таджикские войска. Причем, согласно документам ОДКБ, они будут иметь право «защищать» и соседний Узбекистан. Учитывая сложные отношения между этими республиками, такая перспектива вовсе не радует Ашхабад. И он, скорее всего, будет упорно возражать против появления базы в Ферганской долине. С ним России тоже придется торговаться.
Наконец, Таджикистан, на территории которого тоже расположена российская военная база, может воодушевиться примером Киргизии и, как минимум, заломить цену за пребывание в его стране российских военных. А в худшем случае – ради повышения ставок – пригласить к себе и «заморских купцов». Собственно, процесс уже пошел. В ходе последних встреч Дмитрия Медведева с Эмомали Рахмоном в Душанбе и Чолпон-Ате лидеры двух стран договорились развивать «равноправное военное сотрудничество», что подразумевает переход на «рыночные» цены как в вопросах платы за размещение российской базы, так и поставок оружия Таджикистану и обучения таджикских военных в российских вузах. Как говорится, qui pro quo. А недавние инициативы Рахмона в области «борьбы за чистоту языка» свидетельствуют, что особого пиетета к России он не испытывает. Заработками в РФ живет значительная часть населения его страны, ну и что? Ведь в России кризис, и денежный поток от гастарбайтеров сильно обмелел, надо искать другие источники существования. Российские компании построили Сангтудинскую ГЭС-1, что с того? Сангтуду-2 сейчас достраивают иранцы…
Одним словом, центральноазиатские союзники России не слишком надежны. По крайней мере, делать что-либо «за идею» никто из них не будет – по любому поводу приходится торговаться, причем безо всяких гарантий того, что договоренности будут соблюдены. Казахстан, пожалуй, исключение из этого правила: в силу своей большей самодостаточности он не ведет открытой торговли ни с Россией, ни с США. Однако конкуренция между ними – экономическая и политическая – чувствуется и здесь. И Астана, естественно, этим пользуется.
С единственным «европейским» союзником – Белоруссией – у РФ дела еще хуже. По жизни обиженный на Россию президент Лукашенко хоть и приезжал в Чолпон-Ату, но соглашения о создании под эгидой ОДКБ Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) не подписал, отделавшись обещанием сделать это «при первой возможности». Из-за этого вся структура «нашего аналога НАТО» осталась довольно призрачной (хотя на конец августа уже намечены масштабные учения КСОР). И говорить о том, что Россия восстанавливает свои позиции в Центральной Азии, явно преждевременно. К тому же США и НАТО вовсе не собираются уменьшать здесь свое присутствие. Новоизбранный генсек альянса Расмуссен уже успел заявить, что операция альянса в Афганистане будет продолжаться столько, сколько нужно.
Не стоит забывать и про Китай: он потихоньку опутывает Центральную Азию экономическими «щупальцами», а в качестве инструмента политического и военного взаимодействия рассматривает Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), где играет первую скрипку. Какие просторы для торга открываются перед нашими центральноазиатскими соседями в связи с появлением на их арене третьей силы! Одна беда: с Китаем торговаться куда сложнее, чем с Россией и даже с США. Да и побаиваются его в Центральной Азии. В итоге может случиться так, что Китай станет фактором, подталкивающим республики региона к сближению с Москвой.