В пятницу членов Общественной палаты изгнали с рынка “Лужники”, как сатанинскую нечисть. А бывшие торговцы с Черкизовского рассказали, что арендная плата на столичных рынках (в т.ч. в “Лужниках”) достигает 800 тысяч рублей в месяц, “входной” билет — 50 тысяч долларов, при этом торговцу в любой момент могут отказать в предоставлении места.
— После закрытия Черкизовского рынка к нам стали поступать обращения об искусственном взвинчивании цен на других торговых площадках Москвы, о поборах, стала усиливаться напряженность в отношении мигрантов. Поэтому мы решили устроить рейд по рынкам, — рассказывает член Общественной палаты, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод.
— Ни одна проблема, из-за которых был закрыт Черкизон, не решена. Черкизовский рынок — как гидра. Ему одну голову отрубили — выросло пять, — говорит сопредседатель гильдии производителей и предпринимателей “Деловые люди” Наталья Александрова. — При этом в администрации рынков мне говорили: мест нет. А платить “входные” 50 тысяч долларов за место под солнцем я не могу.
Кстати, члены Общественной палаты перед рейдом лично удостоверились, что устроиться торговать человеку с улицы невозможно. Они обзвонили все рынки и везде получили отказ.
Заходим на рынок “Лужники” и словно попадаем в 1993 год. Клеенчатые палатки полтора на полтора, грязь, вонючие биотуалеты, которые не справляются с многотысячным потоком торговцев и посетителей… “Условия, которые были на Черкизовском рынке, просто царские по сравнению с “Лужниками”, — сказала одна из продавщиц. Но дальнейшего разговора не получилось. К нам быстро подошли охранники — чтобы потребовать с журналистов разрешение от рыночного руководства на посещение “Лужников”. То есть власть тут уже своя, не российская.
Заместитель президента Гильдии российских адвокатов Василий Дикусар сослался на Закон “О СМИ”, который разрешает журналистам и съемку проводить, и общаться с кем бы то ни было без разрешений: объект ведь не режимный. Крыть было нечем, и охранники вызвали заместителя директора рынка. На фоне палаток с контрафактными джинсами руководитель заверил, что нарушений на рынке нет, зато есть 680 свободных торговых мест; товар завозится из Белоруссии и Московской области, а не из Китая и Вьетнама, а аренда составляет 10 200 рублей.
— Сколько-сколько? — ошалели представители общественных организаций.
— Десять тысяч двести рублей в месяц, — повторил цифру адвокат Дикусар. — Вы разве не верите заместителю директора рынка?
Тут подоспел милиционер, представившийся лейтенантом Ивановым из ОВД “Лужники”. Александр Брод обратился к нему с просьбой рассказать, как изменилась ситуация на рынке “Лужники” за последний месяц. Вместо ответа лейтенант Иванов выразил сомнение, что пребывание на рынке членов Общественной палаты и журналистов желательно. “Я свяжусь с начальством и подойду к вам через 5 минут, сообщу, можно ли вам здесь находиться”.
Впрочем, ждать лейтенанта мы не стали. Поехали на юго-восток Москвы.
— Торговцы, только что устроившиеся на рынок “Лужники”, платят аренду в 3—4 раза больше, чем старожилы. Незаконные поборы — от 20 тысяч долларов, — рассказал президент Федерации мигрантов России Маджумдер Мухаммад Амин. — И дело не только в этом. Перед закрытием Черкизовского рынка мы предупреждали власти: будут межнациональные проблемы. И вот пожалуйста — российские торговцы активно выступают против китайцев и вьетнамцев.
Торговцы поведали нам, что за китайских предпринимателей заступилось их правительство — оно проплачивает им торговые места. Поэтому арендные ставки так взлетели. А на рынке “Садовод” готовятся народные волнения. Предприниматель Виктор Чередниченко показал павильоны, которые безо всяких разрешений строятся здесь. Их открытие запланировано на 16 сентября. “Мы готовим в канун этого мероприятия митинг. Мало никому не покажется”, — заявили торговцы.