Главная » Экономика » Россия и Казахстан соединят Каспий и Черное море проливом «Евразия»

Россия и Казахстан соединят Каспий и Черное море проливом «Евразия»

В ходе переговоров президентов России и Казахстана главы государств обсудили наряду с остальными тему амбициозного проекта «Евразия», призванного в несколько раз увеличить транспортные грузопотоки между государствами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Об этом «Росбалту» сообщили в пресс-службе правительства Республики Калмыкия. В переговорах принял участие глава Республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов. Данный проект, рассматривавшийся в России еще в 1856 году, предусматривает строительство канала, соединяющего Черное и Каспийское моря, общей протяженностью 700 км. Канал пройдет по территории Калмыкии, Дагестана, Ставропольского и Краснодарского краев (минуя Азовское море, частично находящееся под юрисдикцией Украины). Запланированная пропускная способность водной артерии – до 70 млн тонн грузов ежегодно. Ориентировочная стоимость строительства – 4,5-5 млрд евро.

Казахстан, в лице своего президента Нурсултана Назарбаева, с первого дня стал одним из наиболее активных пропагандистов и защитников проекта «Евразия».

Кстати, на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге (2007 год) высказанное казахским лидером предложение поддержал тогдашний президент РФ Владимир Путин.

На переговорах стороны отметили, что в процессе формирования евроазиатских транспортных коридоров узловую и решающую роль играет Каспийское море и весь прикаспийский регион. Многие наблюдатели сходятся во мнении, что Назарбаев сумел на итоговой пресс-конференции добиться дополнительного привлечения внимания к проекту «Евразия».

«Мы часто слышим в СМИ, что Казахстан своим грузом и трубами обходит Россию. Мы никого не собираемся обходить, тем более Россию, если будут представлены возможности», – сказал казахский президент. При этом он особо подчеркнул, что канал «можно строить таким образом, чтобы со всей Центральной Азии, а может быть, из западного Китая, все грузы напрямую попадали в Черное море через территорию России».

Со своей стороны президент РФ Дмитрий Медведев подтвердил готовность России самым активным образом участвовать в экспертизе проекта, итоги которой позволят принять решение, как сказал президент России, «на ясном глазу». В любом случае, добавил президент РФ, это решение пойдет на пользу обеим странам – как России, так и Казахстану.

Выгоды проекта «Евразия», по мнению экспертов, очевидны. Действующий канал «Волго-Дон» устарел и функционирует на пределе возможностей, обеспечивая транзит всего лишь 10-11 млн тонн грузов ежегодно. Кроме того, авария на Константиновском шлюзе в ноябре 2004 года показала, что этот безальтернативный маршрут имеет высокие риски. Тогда таганрогский сухогруз Seabaronesse, не сумев вовремя остановиться, протаранил ворота шлюза, и 221 транспортное судно по обе стороны гидроузла вынуждены было ждать завершения ремонтных работ в течение трех недель.

Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, объединив усилия с Нурсултаном Назарбаевым, на протяжении ряда лет отстаивает идею строительства канала «Евразия». Согласно проекту, почти 450 км канала пройдет по территории Калмыкии. Главной частью канала «Евразия» на калмыцкой территории станет так называемый «Манычский водный путь». По данным ученых, естественный пролив между Каспийским и Черными морями перестал существовать 10 тысяч лет назад, а система Манычских рек и озер в Калмыкии и на Ставрополье являются «реликтовыми следами» этого пролива.

Как неоднократно ранее заявлял Илюмжинов, канал «Евразия» позволит жителям республики получить новые рабочие места на строительстве и последующем обслуживании всего комплекса гидротехнических сооружений, придаст стимул развитию транспортной инфраструктуры и энергетических мощностей. Помимо этого жители Калмыкии получили бы реальную возможность обеспечить водой засушливые районы республики. Не следует сбрасывать со счетов и такой немаловажный фактор, как пополнение местного бюджета в виде платы за транзит грузов по территории Калмыкии.

Напомним, в ноябре прошлого года Кирсан Илюмжинов и президент Ассоциации строительных компаний Индии Чандер Верма подписали протокол о намерении создать в республике российско-индийский инженерный центр для строительства канала «Евразия». Эксперты отмечают, что не видят поспешности в принятии данного решения, и что поддержка проекта «Евразия» основана на здравом практическом расчете калмыцкого руководителя, известного своими инициативами, направленными на развитие вверенного ему региона.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.