В понедельник министры иностранных дел государств ЕС сумели преодолеть давние разногласия и одобрили мандат на переговоры с Россией по новому «Соглашению о торговле и сотрудничестве» – срок действия предыдущего договора истек в прошлом году. Аналитики говорят о попытке Брюсселя выстроить более дружественные отношения с новым руководством Кремля, хотя при этом Евросоюз намерен добиться уступок в энергетической сфере и заполучить главного подозреваемого в «деле Литвиненко» – Андрея Лугового, а Польша не оставляет в покое болезненный для России вопрос о статусе бывших республик СССР. Однако добиться уступок от Дмитрия Медведева может оказаться непросто, признает пресса: пока что он не спешит идти на уступки и отход от «путинской» линии. После нескольких лет роста напряженности с Россией Европейский союз намерен начать отношения с новым кремлевским руководством с чистого листа, полагает The Guardian. Европа без малого два года переживала метания по вопросу о том, как теперь общаться с Россией, которая при Владимире Путине стала более напористой. Теперь же Брюссель явно надеется, что при новом президенте отношения между Россией и ЕС удастся выстроить в духе сотрудничества, указывает обозреватель Иэн Трейнор.
Европейские чиновники хотели бы, чтобы передача власти от Путина к Медведеву ознаменовала начало более спокойного периода. Но для своего первого зарубежного визита в качестве президента Медведев выбрал Китай и тем самым усилил подозрения, что при новом руководстве Россия будет стремиться к антизападным альянсам. Представитель Москвы Владимир Чижов также заверил, что «базовая линия отношения России к ЕС будет отличаться преемственностью».
Срок действия предыдущего «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве», заключенного Брюсселем и Москвой на 10 лет, истек в прошлом году, напоминает газета. Но попытки принять документ, который пришел бы ему на смену, сорвались из-за разногласий членов ЕС друг с другом – российская сторона успешно вбивала клинья между европейскими правительствами. Западная Европа стремилась улучшить отношения с Москвой, а бывшие советские сателлиты – Польша, а затем Литва – блокировали переговоры.
Британское правительство, рассерженное реакцией Москвы на убийство Литвиненко, тоже выдвигало жесткие условия. Лондон настоял на том, чтобы в мандат на переговоры была включена формулировка, касающаяся сотрудничества в судебно-правовой области. Один европейский дипломат назвал ее «дополнением имени Литвиненко», поскольку данный пункт призван обеспечить выдачу Россией Андрея Лугового -главного подозреваемого в отравлении российского диссидента, ставшего депутатом российского парламента.
Кроме того, в рамках соглашения России придется ослабить контроль над своими трубопроводами и предоставить европейским инвесторам больше защиты, указывает The Financial Times. «Соглашение о сотрудничестве» должно будет касаться таких вопросов, как торговля и безопасность, а также взаимодействие в основных отраслях, в том числе в энергетике.
Важнейшую роль в снятии Вильнюсом своего вето сыграло тайное приложение, с которым ознакомилась FT: В нем партнеры по ЕС признают, что Россия, подписав Энергетическую хартию, уже согласилась выполнять ее основные положения. «Газпром» обязан будет предоставить третьим сторонам доступ к своей трубопроводной сети и более основательную защиту получат иностранные инвесторы в России (ранее Shell, BP и другие фирмы уже пострадали от действий властей, напоминает издание). Россия ранее заявила, что не станет ратифицировать хартию до тех пор, пока ее не будут соблюдать сами члены ЕС. По словам Москвы, те уже несколько раз блокировал попытки «Газпрома» приобрести европейские компании.
Переговоры, которые начнутся на июньском саммите в Сибири, возможно, затянутся на многие месяцы, признает FT, поскольку обсуждать предстоит очень щекотливые вопросы. Дипломаты предупреждают, что до окончательной ратификации соглашения может пройти около двух лет.
Хотя министры иностранных дел стран ЕС и договорились о мандате на переговоры по «Соглашению о сотрудничестве и партнерстве», в рядах европейцев тут же возникли новые разногласия, пишет немецкая Handelsblatt. С подачи Польши вновь начался спор вокруг статуса бывших республик СССР.
Спор вокруг новой восточной политики ЕС разгорелся еще в начале 2007 года – впрочем, тогда восточная политика была отложена в долгий ящик. Теперь же дебаты по этому поводу возобновились: на встрече министров иностранных дел ЕС Польша предложила первые идеи «Восточного партнерства». По мнению Польши, ЕС должен пойти на сближение с постсоветскими государствами, а в перспективе на вступление в ЕС Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана, Армении и Белоруссии. Инициативу поляков поддержали Швеция, Германия и Франция.
Однако еврокомиссар по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер настойчиво предостерегла от попытки подготовить новое расширение на Восток. «Одна страна не может изменить политику Евросоюза», – отметила она, и обнадеживать, например, Украину перспективой вступления в ЕС – это «плохая идея». В настоящее время ЕС ведет переговоры по членству только с Хорватией и Турцией.