В агропромышленном комплексе намечается революция. Казахстан, как и многие другие страны мира, захлестнул продовольственный кризис. Каждое государство решает по-своему проблему надвигающегося голода. В нашей республике власти намерены значительно укрепить агропромышленный сектор, внедрить сельскохозяйственные торговые биржи и сплотить сельчан
Отечественные власти сегодня признают слабость казахстанского аграрного сектора и его высокую уязвимость перед лицом опасных мировых тенденций. В этой связи на Министерство сельского хозяйства возложена ответственная миссия — укрепить это слабое звено.
Не только пшеница
Особое внимание решено уделить диверсификации площадей сельскохозяйственных культур. С одной стороны, при возделывании земель будут выбирать оптимальное сочетание культур с учетом природно-климатических особенностей каждого региона, с другой — обеспечивать достаточный объем производства тех культур, по которым сегодня не в полной мере удовлетворяются потребности внутреннего рынка.
В частности, существенным образом увеличены размеры субсидирования масличных, плодоовощных культур, сахарной свеклы, риса и винограда, по которым отечественное производство не удовлетворяет потребности внутреннего рынка.
Товаропроизводители уже среагировали на эти меры увеличением посевных площадей. Так, по сравнению с прошлым годом площади возделывания масличных культур увеличились на 191,7 тысячи гектаров, или на 28,5 процента, плодово-ягодных культур и винограда — на 4,7 тысячи гектаров, или на 10,3 процента, сахарной свеклы — на 5,6 тысячи гектаров, или на 40,9 процента.
Мощным резервом увеличения производства сельскохозяйственных культур является повсеместный переход на влаго — и ресурсосберегающие технологии возделывания. В настоящее время они применяются лишь на 50 процентах посевных площадей.
Немалые резервы кроются и в развитии залежных земель, общая площадь которых в Казахстане составляет 5,5 миллиона гектаров. Из них предусматривается использовать под пашню 2,0 — 2,5 миллиона гектаров, или 36 процентов. С учетом засеваемых сейчас 19,8 миллиона гектаров это будет, как считают в Минсельхозе, «оптимальной моделью землепользования».
Как обещают государственные мужи, через 5-6 лет в стране будет полностью решена проблема обеспечения внутреннего рынка овощной продукцией. Как показывает анализ, в целом объемы производства овощных культур полностью покрывают потребности страны. Однако в межсезонный период ощущается их дефицит, что становится одним из факторов роста цен на них. А это, в свою очередь, подстегивает инфляционные процессы. Решат данные «неприятности» благодаря строительству овощехранилищ и теплиц.
Аналогичные меры намечается принять и по развитию плодоводства и виноградарства. В связи с тем, что большая часть существующих садов и виноградников является старовозрастной, планируется наращивать темпы закладки новых плантаций.
Мясо-молочное направление
Что касается животноводства, то здесь предстоит провести большую работу по интенсификации. На сегодняшний день уровень конкурентоспособности этой отрасли все еще остается слабым. Около 80 процентов всего поголовья сельхозживотных находится в личных подворьях, крайне мала доля средних и крупнотоварных производств в общем объеме производства животноводческой продукции. Низким остается и генетический потенциал. Так, удельный вес племенных животных в стаде составляет от 5-7 процентов, что почти в 6 раз меньше, чем в развитых странах.
Одним из самых слабых звеньев аграрного сектора экономики является перерабатывающая промышленность. По этой причине ежегодно на импорт продуктов глубокой переработки тратится около 1,9 миллиарда долларов. К тому же наши перерабатывающие предприятия в основном оснащены физически и морально устаревшим оборудованием. Степень его износа превышает 50 процентов.
В этой связи власти намерены заняться технологическим перевооружением данной сферы. Также в данное время прорабатываются вопросы удешевления стоимости энергоносителей для предприятий, выпускающих социально-значимые виды продовольственных товаров, как это делается во многих странах мира.
Мировой кормилец или нахлебник
Одна из немногих стран, для которой мировой продовольственный кризис может стать выгодным — это Казахстан. Огромная территория, большая часть которой пригодна для сельского хозяйства, при незначительном количестве населения — что может быть лучше для вхождения в число стран, от которых в буквальном смысле слова могут стать зависимыми миллиарды желудков?
Правда, для этого Казахстану придется в корне пересмотреть свое местечково-пренебрежительное отношение к сельскому хозяйству.
Сегодня фермеры стремятся, пользуясь высокими ценами на мировых рынках продовольствия, поправить свои финансовые дела, экспортируя ту мелочь, что собирается с полей. При этом они абсолютно не думают, что разбогатеть получится гораздо быстрее и намного больше, если приложить немного усилий и увеличить урожайность.
Что такое сельское хозяйство сегодня? Сельчане работают по несколько дней весной — на посевной, летом — на протравке посевов, осенью — на уборочной. При этом, если посмотреть статистику Минсельхоза, сорняки засоряют почти 90 процентов посевных площадей, плодородность почвы уменьшается год от года, а крестьяне ежегодно требуют от правительства субсидий по причине недостаточно высоких урожаев. Как урожаи могут быть высокими, если на полях вместо пшеницы лебеда, а почва последний раз удобрялась в доцелинные времена?
При хозяйском подходе с наших земель можно собирать по 20-25 центнеров с гектара (средняя урожайность по Украине — 26,7; в Киргизии — 23,9), а не по 7-9 в урожайные годы (и 5-7 в неурожайные).
Сельчане (и приближенные к ним) могут привести другой довод — сложные климатические условия и стабильная засуха раз в 5 лет. Но, простите, в Арабских Эмиратах вообще дождей не бывает, однако там прекрасно растут пальмы и цветы, а в Израиле в пустыне собирают великолепный урожай апельсинов. Просто там отношение к воде разумное — под каждое деревце, под каждый кустик подведен шланг капельного орошения. Что мешает применить этот опыт у нас?
В середине прошлого десятилетия израильтяне приехали, привезли нам свои технологии и даже внедрили их в ряде хозяйств ЮКО. Закончилось это так же, как заканчивается в нашей стране более или менее рациональное начинание — трубы разворовали, а дефицитную воду вновь пустили по допотопным примитивным каналам-арыкам. И вода вновь начала уходить не в посевы, а в землю под арыками.
И лишь сейчас, когда петух уже клюнул, начали задумываться о влагосберегающих технологиях. И то, все так же, спустя рукава. Из доклада директора департамента земледелия и фитосанитарной безопасности Минсельхоза Анны Буць: «Удельный вес химического пара во всех областях не превышает 9 процентов от общей площади парового поля… Проверка, проведенная специалистами Министерства сельского хозяйства и научных организаций в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях, показала, что фактически все еще нет четкости в понимании сущности этой технологии. Например, хозяйство отчитывается о применении на полях влагоресурсосберегающей технологии, не имея при этом сеялок прямого посева с дисковыми или анкерными сошниками и применяя боронование и культивацию. Так, в этих областях 1,5 миллиона гектаров отнесены к площадям, засеянным с соблюдением влагоресурсосберегающей технологии, в то время как на них применяются только отдельные ее элементы».
При продолжении подобного отношения к аграрной отрасли Казахстану светит не мировое господство на продовольственном рынке, а рост импорта продуктов питания.
При разумном использовании водных ресурсов проблема водообеспечения не только будет снята, мы еще сможет продавать нашу воду соседям!
Вкупе с развитием самой аграрной науки и применения ее достижений на практике правительству надо задуматься и о расширении хранилищ (причем высокого качества, а не сараев, как это нередко бывает у нас), увеличения мощностей перерабатывающей отрасли. В этом случае мы сможем обеспечивать мир не только зерном, но и продукцией животноводства, овощами и фруктами. Причем все экологически чистое, без примесей ГМО. Главное — захотеть.
Захотеть, например, выращивать не только пшеницу, но и менее прихотливые, но не менее ценные на мировых рынках овес и рожь, а заодно высвободить под них площади, занимаемые нынче неконкурентоспособным хлопком.
Казахстан — богатая страна. Богатая нефтью, газом и всей таблицей Менделеева. Но придет время и в бак машины научатся заправлять производные воды или воздуха. Кушать же будет хотеться всегда. И сейчас Казахстан имеет все шансы стать богатой самым дорогим для человека продуктом — продуктом питания. Если, конечно, поймет, что приставка «аграрная страна» в условиях нынешнего мира — не оскорбление, а благодать. Высокие поступления в бюджет от экспорта продовольствия, высокий уровень жизни населения, а главное — то, к чему так стремится наш политический бомонд — имидж одной из самых влиятельных стран мира. И всех усилий-то — научиться пахать землю с умом, а не по старинке, абы как.