После многолетних трудностей в российско-европейских отношениях, замороженных более чем на два года в результате последовавших друг за другом вето Польши и Литвы на переговоры о новом партнерском соглашении, на повестке дня – их возобновление. Франция, которая приступит к делу 1 июля, когда начнется период ее председательства в ЕС, намерена «сделать все» для максимального ускорения переговоров с тем, чтобы достичь реального прогресса к моменту саммита Россия-ЕС, который пройдет в Ницце в ноябре с участием президента Дмитрия Медведева.
В Париже говорят, что благодаря процветанию российской экономики и контролируемой передаче власти от Владимира Путина к его преемнику Дмитрию Медведеву мы получили «достаточно стабильную» политическую основу для движения вперед, пусть даже странная двухголовая власть, определяющая судьбы России, может со временем создать некоторые трудности. Идея заключается в том, чтобы оставить в прошлом многочисленные разногласия, отравлявшие наши отношения с великим русским соседом: отравление полонием бывшего шпиона Александра Литвиненко в Лондоне, подавление Кремлем российской политической оппозиции, а также грузинский конфликт. «Мы хотим воспользоваться потребностью россиян в модернизации и установить взаимные связи, которые смогут привести к переменам в России», – объясняет Фрейзер Кэмерон, директор расположенного в Брюсселе исследовательского центра Россия-ЕС. Французские и немецкие дипломаты утверждают, что «отношения Европы с Россией должны перестать быть заложниками двусторонних проблем отдельных стран-членов ЕС с Москвой», намекая на конфликты России с Польшей и прибалтийскими государствами. Даже ценой пренебрежения европейской солидарностью и глубинными проблемами?
Такое стремление стабилизировать отношения с Россией не удивительно, учитывая жизненную важность этого великого соседа, поставляющего треть своего газа в Европу. Однако это очень щекотливый вопрос, «так как тема России все еще может внести раскол в ЕС», отмечает один европейский дипломат.
Существуют глубокие разногласия между франко-германской «старой Европой», дорожащей своими отношениями с Москвой, и Северной и Центральной Европой, больше беспокоящейся о жесткости позиции, особенно в вопросе политических свобод или отношений с Украиной и Грузией. Геометрия этих линий раскола меняется в зависимости от двусторонних отношений России со странами ЕС. Многие европейские страны, в том числе Германия, Болгария, Греция и Венгрия, поспешили установить привилегированные энергетические отношения с Россией, рискуя подорвать единую энергетическую политику, к которой стремится ЕС.
Так, проекты газопроводов «Северный поток» и «Голубой поток», поддержанные Москвой, Берлином, Римом и Софией, привели к параличу европейского проекта «Набукко». Пожалуй, уже пришло время диверсифицировать наши источники снабжения, отмечается в докладе Клода Мандиля, французского эксперта, к которому Париж обратился с просьбой набросать контуры единой европейской энергетической политики, за принятие которой он намерен ратовать в период своего председательства в ЕС. «Россия сильна, это в ЕС раскол и бюрократия», – сказал недавно с обезоруживающей откровенностью представитель российского сената. Однако и у Европы есть неопровержимые аргументы, считает эксперт Фрейзер Кэмерон. «Русским нужны наши технологии для разработки их энергетических ресурсов, ведь добыча нефти в России сокращается. Не следует недооценивать наши козыри».