Встреча на высшем уровне в Ханты-Мансийске изобилует подтекстами. В этом регионе добывается более половины всей российской нефти.
Россия является главным поставщиком нефти и газа для Европейского союза, а ЕС — крупнейший клиент России по энергоносителям. Нефть и газ доходят до получателя через соседние государства, которые сейчас оказались главнейшей ставкой на игорном столе.
Ханты-Мансийск, население которого 60 000 человек, сейчас стремительно развивается. По данным лондонской газеты Times, город заказал у самого Нормана Фостера, архитектора башни Swiss Re в Лондоне, 280-метровый небоскреб. По отношению к руководителям ЕС звучит достаточно иронии, потому что речь идет об энергозависимом партнере, который получил слишком большой кусок постсоветского пространства (из-за расширения границ Евросоюза) и уже четвертый год претерпевает внутренний кризис (Лиссабонский договор).
Глобализация вынудила западную часть континента защищать не только свою экономику (попытка реанимировать Лиссабонский договор на встрече глав ЕС), но и культуру (тысячи эмигрантов, как лемминги, хлынули в Европу из Африки, и внутренняя интеграция уже подтачивает европейские ценности).
В военном отношении Европейский союз остается карликом, крупнейшим достижением которого является операция с участием 3000 человек в Республике Чад.
Конъюнктура способствовала тому, что сырьевая экономика России стала мощным оружием. А искусственно подогреваемый патриотизм заставляет население забыть о мрачных буднях — «Евровидение» и футбол этому только способствуют. Откат США назад изменил политическую поляризацию мира и поднял Россию до статуса шерифа.
То, что Москва старается подчеркнуть эти контрасты, — не чудо и не случайность. Дело в том, что за всеми подтекстами кроется новое пришествие России в Европу. Ханты-Мансийск стал кульминационным пунктом в начатой Владимиром Путиным борьбе за передел Европы — по территориальным, политическим, экономическим и моральным признакам. «Русская Европа» — двухполюсная, и Москва является гегемоном в западной ее части.
Главное достижение встречи в верхах — новые переговоры о стратегическом партнерстве. Для Москвы эти переговоры важны не столько по содержанию. Они имеют для России символическое значение: другие государства признают, что Москва — равный партнер. Острое желание упростить визовый режим возникло у Москвы не просто так: Россия хотела показать, что она — государство первого сорта.
Встреча в Ханты-Мансийске имела иронический подтекст и для Эстонии. Из 1,5-миллионного населения округа менее 30 000 составляют ханты и манси. Сразу за встречей на высшем уровне в Ханты-Мансийске последовал Конгресс финно-угорских народов, на котором побывал президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес.