Киргизские власти решили искоренить коррупцию. В республике появится так называемый «Фонд взяток». Предполагаются, что деньги из этого «Фонда» будут выделяться на оперативную работу сотрудников правоохранительных органов
Чтобы поймать крупного коррупционера с поличным, необходима «приманка», в данном случае – крупная сумма денег. И вот эти-то крупные суммы и будут выделяться на время проведения операций по выявлению преступника из бюджета «Фонда». Об этом сообщил начальник новообразованного Главного управления по борьбе с коррупцией Министерства внутренних дел Киргизии полковник Манас Акматбеков.
По его словам, в полномочия новой структуры, созданной указом президента страны, входят борьба с взяточничеством, злоупотреблением служебным положением, превышением должностных полномочий, хищениями бюджетных средств, служебным подлогом, халатностью. Расследование экономических преступлений передано в ведение Финансовой полиции.
«Приманка» для крупных коррупционеров
По информации начальника Главного управления по борьбе с коррупцией Манаса Акматбекова, за пять месяцев этого года в Киргизии уже выявлено 428 фактов совершения должностных и экономических преступлений. Как говорит Акматбеков:
"Почему-то международные эксперты считают, что Киргизстан входит в число самых коррумпированных стран мира… И чтобы доказать, что это не так… Во-первых, у нас теперь будет „Фонд взяток“. Потому что во всех странах есть фонды, выделяющие деньги на разоблачения крупных взяточников. Вот и у нас тоже. Если честно сказать, если какой-нибудь большой чиновник будет вымогать больше 100 000 — 200 000 долларов, то мы практически не сможем его задержать, потому что у нас нет таких денег на его задержание! И мы поставили вопрос о том, что нужно при Минфине, к примеру, создать „Фонд взяток“, где будет аккумулироваться определенная сумма денег, и мы будем оттуда спокойно деньги брать, проводить оперативно-розыскные мероприятия, задерживать взяткополучателей и обратно возвращать эти деньги в „Фонд“.
„Должностное лицо“ или простой служащий?
По словам чиновника министерства внутренних дел Киргизии: „Также необходимо прояснить, кто подразумевается под понятием „должностное лицо“. Потому что в перечень должностных лиц не входят много профессий и должностей, которые подпадают под коррупционную статью. Это те же наши ректоры, проректоры, директоры медучилищ, главврачи. Они все, оказывается, являются не должностными лицами, а просто служащими. Но при этом они берут ту же банальную взятку за устройство на учебу или за то, чтобы положить человека в больницу“.
Однако аналитики весьма скептически восприняли новость о создании „Фонда взяток“. Политолог Марс Сариев заявил в интервью Deutsche Welle, что данный проект может привести к еще большей дестабилизации ситуации. Как говорит Сариев, „теневые потоки были сформированы еще во времена президента Акаева, и ломать эту систему сейчас, особенно в таких секторах, как энергетика, таможня и т. д., очень сложно“.
Борьба с „мелкими“ велась всегда, а вот как быть с „крупными“?
По словам политолога, в Киргизии пока нет верховенства закона, и все будет делаться по воровским „понятиям“. Цитата: „Сейчас в стране идет борьба не с коррупцией, а с проявлениями коррупции мелкого уровня, а вот более серьезного масштаба не наблюдается“. Как отмечает Сариев, „различные структуры по борьбе с коррупцией создавались и при Акаеве, но борьбы не было и тогда, потому что в Киргизии действуют не законы, а „телефонное право“, а кланы, заинтересованные в процветании коррупции как были, так и есть“, — уверен политолог Марс Сариев.
Шербото Тегин, Бишкек
<TABLE cellSpacing=0 cellPadding=0 width="100%" border=0> <TR> <TD>Источник — Немецкая волна</TD></TR></TABLE>