Вопрос энергетической безопасности в Европе один из самых насущных. Топливная зависимость от России всё сильнее подталкивает европейцев диверсифицировать свой энергорынок, однако этого, как оказывается, недостаточно. Вопрос стоит более остро – высокие цены на нефть и газ заставляют полностью отказаться от этого вида топлива, использовать другие природные источники энергии — солнце или ветер — становится выгоднее и перспективнее. Например, ФРГ планирует широкомасштабное строительство «ветряных мельниц», а в Испании через несколько лет заработает гигантская электростанция, которая будет вырабатывать энергию исключительно из солнечных лучей. Россия пока не может похвастаться передовыми разработками в деле освоения естественных энергоносителей.
Сложилась любопытная ситуация: благодаря недостатку энергии европейцы начинают активнее развивать высокие технологии и всячески форсируют процесс внедрения своих разработок. Первым шагом по смене европейской энергетической политики можно считать развитие технологии биотоплива, призванного снизить зависимость Европы от нефтетоплива. И вот теперь Германия объявила о строительстве на севере страны двух комплексов ветряных электростанций (ВЭС). По словам министра энергетики Германии Фольвганга Тифензее, ФРГ делает ставку на возобновляемые источники энергии, а не на атомную энергетику, что весьма похвально, учитывая нынешний ренессанс атомной энергетики по всему миру.
По прогнозам Минэнерго Германии, немецкие ветропарки должны будут давать примерно 25 тысяч мегаватт энергии до 2030 года. Причём самый главный вопрос рентабельности, похоже, положительно решён, благодаря вкладам многочисленных частных инвесторов, получающих процент от продажи энергии населению. В свою очередь высокие цены на нефть ответили на другой насущный вопрос – целесообразность строительства столь затратных сооружений. Однако не только Германия задумывается о своей энергетической безопасности. Деятельность Испании на ниве поиска альтернативных источников энергии ещё больше убеждает в общеевропейском масштабе энергетической проблемы. Так, недалеко от Севильи, где климат близок к пустынному, строится гигантская электростанция, с выработкой энергии при помощи солнечных батарей. Её строительство должно закончиться через пять лет, однако опыт испанских инженеров уже собирается перенять ряд богатых солнечными лучами европейских государств: Франция и Италия. Применяемые технологии используют с учётом климатической специфики каждого региона: так в Великобритании и Германии высок процент строительства ветропарков, в то время как в южных европейских странах активно добывается энергия с помощью солнца.
По прогнозам некоторых европейских экспертов, ближе к 2030 году использование биотоплива и возобновляемых источников энергии в Европе обеспечит Европе энергетическую безопасность, вместе с чем сократит расходы на закупку российских нефти и газа. В России в свою очередь лёгкие доходы от экспорта нефти, похоже, мешают руководству страны прогнозировать энергетическую ситуацию хотя бы на 25 лет вперёд. Ведь уже сейчас очевидно, что без переориентации экономки с сырьевого фактора на инновационный о той роли России в мире, о которой неоднократно заявлял глава нашего государства, можно благополучно забыть. Потребность в российской нефти у ряда развитых стран будет неумолимо падать, поэтому самым перспективным рынком для экспорта ресурсов является Китай. Однако объём поступающих средств в бюджет уже будет несопоставим с тем, что поступает в Россию сейчас. Такой нехитрый прогноз позволяет ответственно заявлять о насущной необходимости в технологическом прорыве российской промышленности. Т.е. всё в итоге упирается в проблему грамотного освоения нефтяных сверхприбылей, с чем у России могут возникнуть трудности. Ведь наличие серьёзных кадровых проблем в бюрократическом аппарате и других сферах профессиональной занятости далеко не секрет. Деньги просто некому осваивать.
Возвращаясь к энергетике, понятно, что на данный момент в России нет аналогичных европейским разработкам альтернативных энергетических систем, будь то мельницы или батареи. А между тем строительство упомянутых объектов увенчало многолетнюю работу европейских инженеров. Поэтому бесконечные разговоры наших политиков о переходе на «инновационные» рельсы и пути развития экономики должны быть реализованы в ближайшее время, если конечно существует действительное желание конкурировать и самоутверждаться иначе, чем спортивными победами. В другом случае пути и рельсы российского будущего могут превратиться в ходули.