Международный валютный фонд (МВФ) признал способность российских властей к решительным действиям по поддержанию стабильности банков. Об этом сообщил ТАСС руководитель миссии МВФ по подготовке доклада об оценке финансовой стабильности России Карл Хабермейер.
«Готовность российского банковского сектора к новым внешним шокам серьезно зависит как в целом от политики регулятора и его реакции на внешние шоки, так и от действий менеджмента непосредственно в банках. В последние годы мы видели, что власти были готовы и способны к решительным действиям с целью поддержки стабильности в банковском секторе. Банк России постоянно предпринимает меры для усиления банковской системы за счет пруденциальных требований и надзора. Кроме того, Банк России отозвал лицензии на банковскую деятельность у многих слабых кредитных учреждений», — отметил он.
В 2015 г. в России лицензии были отозваны у 93 банков и небанковских кредитных организаций (9% от общего числа на начало года). Это рекордное число с 1999 г., когда ЦБ РФ прекратил деятельность более 200 банков. Крупнейшими из лишившихся лицензий банков в 2015 г. стали «Российский кредит» (45 место в России по размеру активов), Пробизнесбанк (51 место), СБ Банк (85 место) и НОТА- банк (97 место). Также 11 кредитных организаций входили во вторую сотню по размеру активов, 10 — в третью и 13 — в четвертую.
Наиболее распространенной причиной отзыва лицензий стали высокорискованная кредитная политика и проведение сомнительных операций в крупных объемах — эти причины были указаны в качестве оснований для отзыва лицензий для 46 и 45 банков соответственно. Как показывает статистика, за последние два года ощутимо сократился объем сомнительных операций в платежном балансе РФ. В первом полугодии 2013 г. этот показатель достигал $17,4 млрд, а в первом полугодии 2015 г. их объем составлял $936 млн.
Ужесточение надзора
При этом Хабермейер заявил, что ужесточение надзора за ограничением рисков Внешэкономбанка (ВЭБ) не обязательно должно стать задачей ЦБ РФ.
«ВЭБ является больше финансовым институтом развития, чем банком. Любые убытки ВЭБ в конченом итоге являются бюджетной проблемой. Хотя ВЭБ и требуется более строгий надзор за ограничением собственных рисков, это не обязательно должно стать задачей Центробанка», — считает Хабермейер.
По оценке МВФ, на поддержку Внешэкономбанка в России в ближайшие годы может потребоваться до 2% ВВП. По мнению авторов годового обзора МВФ по российской экономике, ВЭБ требуются улучшенная бизнес-модель и более строгий надзор.
В частности, миссия МВФ рекомендовала поставить ВЭБ в пруденциальные надзорные рамки, чтобы, в частности, поддержать рисковые стандарты ВЭБ, распоряжение капиталом и ликвидностью, а также корпоративное управление. По данным МВФ, российские власти согласились с тем, что ВЭБ требуются лучшие стандарты в плане как выделения средств, так и надзора, и указали на недавнюю смену (его) руководства как на первый шаг к улучшению финансового положения банка.
В конце июня в Москве наблюдательный совет ВЭБ под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева рассмотрел новую стратегию госкорпорации на период до 2021 года. Глава правительства тогда отметил, что стратегическая цель банка остается прежней — это поддержка развития экономики России. Несмотря на то, что ВЭБ называется банком, он является институтом развития, подчеркнул Медведев.