На японском острове Хоккайдо в среду завершился саммит «большой восьмерки», ставший дебютным для Дмитрия Медведева. Сегодня на рассвете президент вернулся в Россию, чтобы заняться уже внутренними проблемами страны. В самой России, на Западе, да и во всем мире еще долго будут оценивать все, что сказал Медведев на саммите. «Если бы дело происходило на боксерском ринге, это была бы встреча неравных соперников… Браун проиграл Медведеву по очкам». Так, к примеру, газета «Гардиан» оценила встречу премьера Гордона Брауна с президентом Медведевым. Что касается других оценок, то здесь и «полный провал», и «абсолютный успех». «Известия» полагают, что итоги «восьмерки» не стоит оценивать эмоционально — на саммитах у лидеров по сути не может быть успехов или провалов. Главное здесь — достойно показать себя и страну.
С другими наравне
Медведев оказался не единственным «новичком» на саммите. Компанию ему в этом составили английский премьер-министр Гордон Браун и глава правительства Японии Ясуо Фукуда. Все трое — политики с огромным опытом, которых вряд ли можно смутить. Все они смотрелись уж точно не хуже, чем тот же президент США Джордж Буш, для которого эта встреча стала седьмой.
Если честно, мероприятия «восьмерки» не требуют от лидеров слишком многого: им надо несколько раз принять важный вид на совместном фотографировании, демонстративно посадить деревья, провести несколько двусторонних встреч (на которые журналистов запускают всего лишь на пару протокольных минут) и желательно выйти к собственной прессе и рассказать о предложениях, сделанных коллегам по саммиту (причем не так важно — прислушались ли к ним коллеги или пропустили мимо ушей). Со всем этим Медведев вполне справился. И наши инициативы — по усмирению «экономических эгоистов», созыву «зернового саммита» и заключению новых соглашений, обеспечивающих энергобезопасность в условиях неэффективности Энергетической хартии, — выглядят гораздо серьезней, чем отчаянные попытки США и союзников руками всего саммита прищучить недемократичного президента Зимбабве.
«Самое главное в этой ситуации то, что мы общаемся неформально, в галстуках и без галстуков, общаемся по именам — это тоже облегчает контакты, не нужно титулы и должности перечислять, — делился Медведев в Тояко с российским журналистам своими ощущениями от саммита. — В этом смысле общение более простое, более продуктивное, и сказать можно всё что угодно, можете не сомневаться, можно сказать и за „круглым столом“, можно и в сторонку отвести и там что-то на ухо сообщить… »
Президент России сразу же уловил этот формат и удачно вписался в него. Всем своим поведением подчеркивая — Россия равная среди равных.
Взял эстафету
Саммит предоставил Медведеву возможность в течение каких-нибудь 24 часов провести череду двусторонних встреч с лидерами ведущих государств. На следующий день после переговоров российского президента с Бушем и Брауном одна из центральных японских газет на первой полосе поместила заметку о том, что «Медведев потерпел на переговорах неудачу», поскольку де Россия не смогла продвинуться ни по одному из волнующих ее вопросов. Да, действительно, после встреч Медведева «на полях „восьмерки“ проблема американской ПРО в Европе осталась, отношения Москвы с Лондоном лучше не стали. Но разве можно всерьез предполагать, что эти проблемы, которым не один год, вдруг могли как-то решиться за полчаса в Тояко? И потом — на какую такую "удачу» рассчитывали критики? На то, что Россия сдаст позиции? Отступит? Признает ракеты под собственным боком защитой от Ирана? Срочно поменяет Конституцию, как того требовали англичане? Не те это встречи, где можно вести счет удач или неудач. Будь в Тояко не Медведев, а Путин, результат контактов был бы схожим. Важнее, что встречи Медведева на «восьмерке» продемонстрировали преемственность внешнеполитического курса России после смены ее президента.
Правда, переговоры Медведева и премьер-министра Ясуо Фукуды, к которым здесь было особое внимание, отчего-то вселили в некоторых японцев надежды: в частности, им очень понравилось, что Медведев уверен в большой важности заключения мирного договора, неизбежно предполагающего решение территориальной проблемы. Обозреватель одного из главных японских телеканалов даже воодушевленно предположил, что Медведев, возможно, вскоре лично захочет решить территориальную проблему, чтобы резко активизировать экономические контакты с Японией.
Вообще и Ельцин, и Путин — каждый в начале своего президентства — придавали территориальному спору с Японией несколько гипертрофированное значение, но к концу своих сроков приходили к выводу: никакого срочного решения эта проблема на самом деле не требует. Надо думать, преемственность Медведева проявится и в этом вопросе.
Волосатый краб против голода
Что касается результатов работы восьми лидеров по заявленным темам саммита, то они действительно противоречивы. Главным образом оттого, что обещания «восьмерки» не имеют юридической силы, и потому раздаются с большой легкостью и не всегда реалистичны.
Лидеры заявили, что намерены достичь запланированного ранее объема помощи Африке в размере 25 миллиардов долларов в год к 2010 году, а потом этот объем еще и увеличить. Но, с другой стороны, похожие заявления делались и на прежних «восьмерках», а деньги не шли. Никто за это не отчитывался. Более того, в последние годы размеры реальной помощи со стороны большинства стран «восьмерки» не то что не растут — сокращаются.
Отведав супа из волосатого краба, кукурузных блинчиков с красной икрой, жареного угря, обернутого вокруг корня репейника, печеных морских ершей и молочной ягнятины из города Сиранука, лидеры «восьмерки» поговорили о продовольственном кризисе и даже голоде. И решили, например, что на вопросы продовольственной безопасности Всемирному банку следует выделить миллиард долларов. Интересно, хоть один из лидеров действительно искренне уверен, что это поможет? Разве что Буш…
Еще «восьмерка» подтвердила «обязательство решительно взять на себя лидерство в борьбе с изменением климата» и заявила, что к 2050 году будет снижать по меньшей мере на 50% выброс парниковых газов. Другое дело, что пока от этой идеи не в восторге такие страны, как Китай, Индия, Бразилия, Мексика и ЮАР, а без равноправного сотрудничества с ними в этом вопросе попытки «восьмерки» снижать объемы вредных выбросов выглядят бессмыслицей.
Хотя почему бы не пообещать сделать что-то к 2050 году? С них все равно уже не спросят…
«В ходе формального и неформального общения»
Для Дмитрия Медведева саммит завершился его пресс-конференцией, которую он провел очень уверенно, несмотря на предсказуемые трудности, — японцы, конечно, спросили об островах. Ответ был предсказуем: «Мы договорились, что будем продолжать работу по решению этого вопроса в соответствии с принятыми ранее договоренностями».
Неожиданно удалось задать вопрос журналисту с телеканала Владимира Гусинского RTVI. Еще более странным было то, что вопрос от Гусинского был вовсе не о Ходорковском, а о реакции России на планы размещения американской ПРО в Европе.
— Мы не будем поднимать по этому поводу истерику, но будем продумывать ответные шаги, — ответил Медведев.
«Известиям» наиболее интересным показался другой вопрос — о том, как сам Медведев оценивает эффективность «большой восьмерки» и какой она показалось ему изнутри.
— У меня действительно свежий взгляд, и могу откровенно сказать, что был приятно удивлен уровнем и глубиной дискуссии, которая ведется главами государств в ходе формального и неформального общения! -начал рассказывать президент, который, как оказалось, до этого саммита явно недооценивал своих коллег. — Это не тусовка, где встречаются руководители и рассматривают заранее заготовленные шерпами материалы…
По словам президента, ситуация выглядит ровно наоборот: «Идет глубокий, заинтересованный анализ предложений и по декларации, и просто по текущей ситуации в мире, которая представляет интерес для участников и, конечно, входит в повестку дня саммита».
— В этом смысле я считаю, что у «восьмерки» очень хороший потенциал, — продолжил Медведев, и при этих его словах невозможно было не подумать о том, что следующая такая встреча пройдет без Буша и, вполне возможно, без Брауна. — Это очень хороший формат… Те главы государств, которые объединяют значительную часть экономического потенциала планеты, способны глаза в глаза быстро и в неформальном ключе получить ответы на самые актуальные вопросы.
К сожалению, журналистам так и не удалось узнать, какой же неформальный ответ получил Медведев двумя днями ранее, когда «глаза в глаза» спросил Буша о планах размещения ПРО в Литве.
БРИК как ответ «восьмерке»?
Первый в истории саммит БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) состоялся в последний день встречи на Хоккайдо. В нем приняли участие президент России Дмитрий Медведев, председатель КНР Ху Цзиньтао, премьер Индии Манмохан Сингх и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Главы государств решили, что министры иностранных дел в Нью-Йорке согласуют дату следующей встречи в рамках БРИК на высшем уровне, а также договорились о продолжении координации по наиболее насущным экономическим проблемам современности. Термин БРИК возник в 2003 году (авторство приписывается американской финансовой корпорации «Голдман Сакс»). Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в настоящее время на страны БРИК приходится 8% глобальных экономических ресурсов и 45% всей рабочей силы планеты. Занятость трудоспособного населения составляет около 70%. Этот показатель выше, чем в государствах ОЭСР. Совокупный ВВП — 15 трлн долларов (около 25% мирового ВВП).