С пятницы хлеб в Киеве подорожал почти вдвое. Самый популярный «Украинский» стоит 3 гривны (15 рублей) вместо 1,64 гривны. «Пшеничный» — 2,4 гривны вместо 1,6. Тех, кто не способен оплатить разницу, власть переведет на карточки. Почти полмиллиона малообеспеченных обещана помощь — 3 доллара в месяц.
Понятие «социальный хлеб», позволявшее дешевой продукции появляться в магазине, исчезло. Это следствие инфляции, которая, по официальным данным, превысила 14%, а по неофициальным — 20.
Ранее киевский хлеб был самым дешевым на Украине. Столичный мэр Леонид Черновецкий заявлял, что не допустит подорожания. И с этим лозунгом дважды выиграл выборы. Причиной нынешнего повышения цен называют то, что Черновецкий перестал контролировать деятельность предприятия «Киевхлеб».
Накануне подорожания хлеб исчез из магазинов. Хлебные полки были пусты. На вопросы «где товар?» и «не завтра ли война?» продавцы отвечали уклончиво.
Еще недавно батон «Пшеничного» стоил 1,6 гривныУтром в пятницу хлеб появился. С новыми ценниками, которые достались и «социальным», и дорогим сортам, подорожавшим центов на 20. В районе хлебных полок стали собираться те, у кого есть время и кому давно за 30. Требовали директора или кого постарше. Кричали, что так дорого быть не может. Старший не выходил, директор был на совещании.
Если во всех украинских регионах хлеб дорожал постепенно, по копейкам, то в Киеве, где постоянно случаются выборы, цены сдерживали «из популистских соображений». Дешевизну буханок в столице ставили себе в заслугу и премьер, и министры. Подорожание они не комментируют. Говорят, это прерогатива местных властей.
«Юлька Тимошенко нам и мясо обещала по три доллара, а оно 10 стоит», — говорят те, кто к подорожанию был готов, потому что радио слушал. Хлебопеки готовили повышение цен как информационную войну. Сначала провели пресс-конференцию в самом популярном информационном агентстве и заявили, что буханка стоит дешевле бутылки воды. Потом с этой же мыслью появились на телевидении. Через неделю объявили, что подорожание будет, но это не удар по бедным, а спасение хлебной отрасли. «Хлеб либо подорожает, либо исчезнет», — терроризировали киевлян плакаты, развешанные по городу.
Киевляне предположили, что скоро хлеб снова подорожает, и занялись срочными домашними заготовками. Они покупают батоны, режут кубиками и сушат — в духовках, на подоконниках и на окнах, вывешивая хлеб в холщовых мешочках. Среди пострадавших категорий киевского населения оказались голуби. Уходит в прошлое киевская традиция кормить птиц крошками прямо из окон.
Леонид Кучма: «Нам не с чем идти в Европу»
Алексей Василивецкий
Бывший президент Украины Леонид Кучма дал необычайно резкое интервью, посвященное расколу внутри правящей элиты. Он согласился с утверждением, что конфликт между президентом и премьером Украины «фактически перерастает в войну». Он обвинил и Тимошенко, и Ющенко в том, что им не хватает «здравого смысла и политической ответственности». «Трудно представить, чтобы люди одной политической окраски из-за распределения властных полномочий довели ситуацию в стране до абсурда. А у нас смогли это сделать, — заметил экс-президент. — Критический предел абсурда уже давно перейден».
Экс-президент дал нынешним властям совет: «Это Россия может позволить себе развиваться в том направлении, которое считает нужным. И делает это. А Украина зависит буквально ото всех, так что мы должны стараться быть со всеми на „вы“. Слабых нигде не любят. Нам не с чем идти в Европу. О какой Европе можно говорить, если мы внутри страны не можем найти компромисс? Сидите и не чирикайте!»
Крик души Кучмы звучал бы гораздо убедительнее, если бы не его собственный «послужной список». Ведь именно политика экс-президента привела к майдану и отдала власть в стране «оранжевым». Да и не кто иной, как Кучма, предлагал оставить Тимошенко премьером и «дать ей еще поработать».