Хорошо, что в России все выверено и просчитано. Все разделено на четкие этапы. И, главное, во власти знают, что за чем последует. Только диву даешься, почему да откуда вокруг сплошные «нескладушки» в столь выверенных условиях? Может, поздно взялись раскладывать процессы по полочкам или зря поспешили отказаться от всепобеждающих учений классиков эпохи строительства коммунистического завтра?
Председатель Счетной палаты Сергей Степашин подсчитал, что за последние 10 лет в борьбе с коррупцией в России удалось достичь серьезных результатов.
«Во-первых, мы ушли от „дикой“ коррупции», — заявил чиновник «Коммерсанту». По его мнению, сегодня элементарный порядок уже наведен. Что касается законодательства, то мы выглядим уже на европейском уровне. Вопрос сейчас во многом в правоприменительной плоскости.
Это как автомобиль вроде есть, да вот колеса забыли приделать. А колеса те на вершине дуба, в ларце, и охраняет их страшный и ужасный все тот же змей — то ли по отчеству, то ли по фамилии Горыныч.
«Во-вторых, — загибает пальцы Степашин, — шоковый период все-таки уже закончился. После распада СССР никто толком не знал, что делать. То ли в банду идти, то ли от бандитов защищаться. Это был тяжелый период. В-третьих, страна сейчас другая совсем. Совершенно очевидно, что есть финансовая возможность поднять зарплату чиновникам, брать квалифицированных молодых людей на работу в госаппарат».
Все-таки, как думается, надо было пойти в банду. Все бандиты сейчас в Италии или в Испании греются, и даже пусть если и в испанской тюрьме, то все равно в комфортабельной — испанской же. А здесь, в России, хоть и на свободе, так те же чиновники душат, что твои бандиты. А если вспомнить, что и бандиты, в общем-то, особенно никуда не подевались, то дела скверные. У нас и свобода-то с каким-то тюремным отблеском. Ну, это так для красного словца. Возвращаемся к Степашину.
Проект национального антикоррупционного плана, который должен стать результатом принятия и реализации национального плана по борьбе с коррупцией, подготовлен и находится на рассмотрении главы государства, объявил он далее: «Документ будет состоять из трех базовых разделов: законодательное обеспечение противодействия коррупции, совершенствование госуправления и экономические меры предупреждения коррупции и, наконец, повышение профессионального уровня юридических кадров и правовое просвещение».
Самое главное — это создание современной законодательной базы, считает Степашин. Проект федерального закона о коррупции, по всей видимости, будет внесен в сентябре в Государственную думу. Он основывается на международных конвенциях по борьбе с коррупцией. В нем будет урегулирован вопрос собственности родственников госслужащих, очень жестко ограничена стоимость подарков, которые вправе принимать чиновник.
«Сложно будет отчитаться, — убежден Степашин, — откуда у тебя особняк, если ты никогда не работал в коммерческой структуре».
Мне же кажется, что никто и отчитываться не будет. Нет, конечно, некоторые войдут в отчетность, раз закон принят, но только за какие-то явные проколы на линии утраты мощных покровителей, или из-за нетерпения — ухватил больше, чем смог проглотить. То есть не поделился с «товарищем».
Вопреки мнению некоторых экономистов и экспертов, отвечая на вопрос о возможном увеличении коррупционного фона в России в связи с созданием госкорпораций, Степашин не видит «никакой специальной почвы для коррупции» в схеме госкорпораций, продолжает NEWSru.com излагать интервью.
По его словам, «если в дальнейшем будет поставлен вопрос о приватизации той части госсобственности, которая входит в корпорации, то очевидно, что приватизация должна быть совершенно прозрачной. Мы не должны повторить опыт середины 90-х годов. Но вне зависимости от того, будет она или нет, госкорпорации должны работать в конкурентной среде».
Отмечая базовые точки во власти, генерирующие проблемы коррупционного свойства, Степашин отметил «тяжелую бюрократическую машину». «Даже не по количеству людей и не по качеству исполнителей, а по функциям, — пояснил он. — Чиновник маленькой бумажкой может повлиять на многомиллиардные решения. Нобелевскую премию должен получить тот человек, который сможет разрубить этот гордиев узел».
Сначала через изменение закона, затем уже через смену людей и функций мы сможем изменить эту ситуацию и не идти по китайскому пути, убежден Степашин. У нас все говорят: давайте головы рубить коррупционерам. Ну и что? Ну, рубят в Китае головы, и толку? В конце концов, у нас не так много населения.
Идея создания национального плана по противодействию коррупции впервые высказана Дмитрием Медведевым 27 февраля 2008 года. 19 мая президент подписал указ о его подготовке. Тогда же было объявлено о создании президентского совета по борьбе с коррупцией и межведомственной рабочей группы по разработке плана, которую возглавил Сергей Нарышкин.
2 июля на заседании совета законодателей при Совете федерации Дмитрий Медведев обнародовал основные положения документа. План состоит из трех разделов. В первом дается определение коррупции, содержатся предложения по ее профилактике. В частности, предусматривается введение дополнительных требований для лиц, претендующих на госдолжности, и введение административной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления.
Вторая часть предусматривает регламентацию тех сфер управления, где наиболее развита коррупция (использование государственного и муниципального имущества, госзакупки), а также вывод госчиновников из совета директоров госкорпораций. Третья посвящена правовому просвещению населения, участию СМИ, неправительственных организаций в создании «мотивации антикоррупционного поведения». После подписания план должен превратиться «в ближайшие полгода в набор законов», принимаемых на федеральном и региональном уровне.
По фактам получения и дачи взяток за первое полугодие Следственным комитетом при прокуратуре Москвы в суд направлено 309 дел в отношении 324 человек, сообщил «Интерфаксу» в пятницу на заседании коллегии СКП РФ по Москве руководитель СУ СКП по Москве Анатолий Багмет.
Кроме того, в отношении 18 обвиняемых в злоупотреблении должностными полномочиями заведено 14 уголовных дел, добавил он.
В этом году совместно с управлением Федеральной службы безопасности по Москве и Московской области и столичным ГУВД был изобличен ряд высокопоставленных чиновников, пользовавшихся служебным положением, в частности, руководство ОВД Таганского района, сказал он, отметив, что на рост коррупции в Москве влияют и сами граждане: «Много случаев, когда граждане дают взятки по 200-300 рублей на дорогах».
Да уж. Лучшего примера и не найти. Очень правдоподобно.