30 июля станет «черным днем» в истории Всемирной торговой организации (ВТО). К этой дате страны-участники ВТО должны были принять всеобъемлющий документ о либерализации мировой торговли, так называемое Дохийское соглашение. Но продолжавшиеся в Женеве в течение девяти дней — с 21 июня — переговоры закончились полным провалом. Богатейшие державы планеты не смогли найти взаимопонимания ни со стремительно развивающимися Индией и Китаем, ни с беднейшими странами мира.
Переговоры о всеобъемлющей либерализации мировой торговли начались в столице Катара городе Дохе в 2001 году, но буксуют с тех пор уже целых семь лет. Нынешний раунд переговоров начинался вроде бы с оптимистичной ноты: Евросоюз предложил снизить свои ввозные пошлины на сельхозпродукцию в среднем на 60%. Разумеется, предполагалось, что все остальные члены ВТО должны последовать за ним.
В условиях глобального подорожания продовольствия это выглядело здравой идей. К тому же, крупнейшие мировые агрорынки открылись бы для беднейших стран мира, производящих преимущественно сельхозпродукцию, что поправило бы их бедственное положение.
Однако такое радикальное предложение не встретило никакой поддержки со стороны Индии и Китая. Они, напротив, испугались, что США и Евросоюз, оказывающие существенные субсидии собственным фермерам, завалят их агрорынки своим импортом, с которым их крестьяне не смогут конкурировать. Испугались резкого снятия собственных сельхозпошлин и сами бедные страны.
В свою очередь торговый представитель США Сьюзен Шваб упорно добивалась, чтобы бурно развивающиеся экономики Индии, Бразилии и Китая открыли свои рынки не только для сельскохозяйственной, но и промышленной продукции из развитых стран.
Никакого успеха эти попытки не возымели. Напротив, под конец переговоров Китай обвинил страны Запада в эгоизме и преследовании исключительно своих интересов. Пекин обвинил Вашингтон и Брюссель в том, что они отстаивают интересы своих фермерских лобби и давят на развивающиеся страны, чтобы они открыли свои рынки для западных промышленных товаров, банков и страховых компаний.
Однако еще один крупный игрок в ВТО — Япония — сразу же одернула Пекин, заявив, что на таких странах, как Китай и Индия, лежит не меньшая вина в срыве последнего раунда Дохийских переговоров. Пекин и Дели также сфокусированы только на собственных интересах, заявили в Токио, в то время как с 2001 года эти две страны сделали огромный скачок в экономическом развитии и поэтому должны брать на себя большую ответственность и исходить из общих проблем мировой экономики.
Теперь не исключено, что Дохийское соглашение так никогда и не будет подписано или, во всяком случае, будет отложено на многие годы. Дело в том, что любая следующая американская администрация — будь она демократическая или республиканская — ради спасения своей экономики, впадающей в застой, займется защитой собственного рынка.
Исход многодневных бдений в Женеве навевает на довольно мрачные мысли. Получается, что международное сообщество в рамках неких общемировых конструкций, к которым однозначно относится ВТО, объединяющее более 150 стран, не в состоянии решать такие глобальные вызовы, как растущие цены на продовольствие и энергоносители или, к примеру, изменение климата.
В этих условиях сейчас по всему миру создаются и набирают силу различного рода региональные объединения по типу таможенных и торговых союзов. Также за последние годы увеличилось количество двусторонних соглашений, предусматривающих взаимные преференции в торговле. В общем же, протекционизм потихоньку опутывает своими сетями весь мир, а ВТО, поставившее своею целью свободу торговли во всем мире, терпит фиаско.
Россия же, полтора десятилетия упорно стремившаяся в ВТО, после провала переговоров в Женеве тоже оказалась в неоднозначном положении. С одной стороны, если бы переговоры в Женеве каким-то чудом окончились удачно, то это бы означало для России, стоящей на пороге вступления в ВТО, что все многолетние переговоры по вступлению в эту организацию надо начинать практически заново с чистого листа.
С другой стороны, много ли смысла стремиться в организацию, которая хочет либерализовать всю мировую торговлю, но не может справиться с протекционизмом в собственных рядах. К тому же, перед Россией на переговорах по вступлению в ВТО порой выставляются такие требования, под которыми сами ее участники категорически отказываются подписываться.