Главная » Экономика » Будет ли нефть после войны?

Будет ли нефть после войны?

До недавнего времени страны Запада рассматривали Грузию, как удобную площадку для строительства новых путей транспортировки углеводородного сырья в обход России. На такую же участь рассчитывали и другие республики бывшего СССР. Однако грузинская агрессия может перечеркнуть светлое «транзитное» будущее для всего региона.

Во вторник Москва официально объявила о завершении миротворческой миссии по защите Южной Осетии от грузинской агрессии. Теперь слово за Тбилиси. Именно сейчас Грузии предстоит выбрать свою роль, которые она будет играть на мировой арене в предстоящие годы.

Географическое расположение Грузии сделало её удобной площадкой для транзита углеводородного сырья из месторождений Кавказа, Каспийского региона, Турции и Ближнего Востока в сторону Европы. Роль «транзитера» выгодна и почетна. Однако при планировании транспортных маршрутов (в частности, дорогостоящих трубопроводов) инвесторы в первую очередь учитывают политическую стабильность и надежность транзитных государств. Чем грозят неблагонадежные партнеры, весь мир мог наблюдать на примере России и Украины, когда последняя использовала свой транзитный статус как инструмент шантажа.

На Грузию же, которая последовательно отстаивает антироссийские позиции, были возложены большие надежды. Фактически, она должна была стать центром «нефтяных путей», строящихся в обход России.

На сегодняшний день через территорию Грузии проходит нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), по которому в турецкий порт поставляется азербайджанская нефть. Это самый крупный и дорогостоящий проект такого плана в мире.

Каспийская нефть течет по трубопроводу Баку – Супса. Его эксплуатация возобновилась недавно, после ремонта и модернизации.

Также через Грузию проходит маршрут Южно-Кавказского газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум, по которому газ идет из Азербайджана в Турцию, откуда его можно экспортировать на рынки Южной Европы. Сейчас пропускная способность магистрали – около 6,6 млрд кубометров в год, но ее планируют увеличить до 16 млрд кубометров в год после ввода в эксплуатацию второй очереди месторождения Шах-Дениз.

Также до войны были загружены грузинские морские нефтяные порты. Крупнейший терминал находится в Батуми, куда по железной дороге из Азербайджана и Казахстана идут цистерны. Еще один крупный терминал для перевалки нефти и нефтепродуктов в прошлом году построен в Кулеви. Через него отгружаются нефть, дизельное топливо и мазут, идущие по железной дороге из Азербайджана, Туркмении и Казахстана.

При поддержке ЕС и США активно разрабатывались еще более амбициозные проекты.

— через территорию Грузии планируется провести трубопровод Одесса – Броды, а газопровод Набукко, который альтернативен российскому Южному потоку. Впрочем, пока он только в планах, отметил в интервью Bigness.ru Алексей Серов, аналитик Financial Bridge. «Россия продвигает тему своих газопроводов гораздо быстрее. Насколько я помню, Набукко планировали строить не ранее 2012 года», — напомнил он.

Дмитрий Лютягин, аналитик Велес Капитал видит два сценария развития дальнейших событий. Он выразил опасение, что информационная война против России, которую ведут страны Запада, называя нашу страну агрессором, станет помехой для международных проектов с российским участием.

«Но если же российские власти сумеют доказать всему миру факт агрессии со стороны Тбилиси, то можно ожидать, что через Грузию трубопроводы тянуть не будут». Более того, по мнению аналитика, вполне возможно, что крупные трубопроводные проекты будут выведены из этого неспокойного региона. Не исключено, что новые подходы, в частности, к Европе, будут проводить через Северную Африку.

Если победит такой сценарий, то, считает Лютягин, могут заглохнуть и другие транспортные проекты «в обход России», которые Запад планировал реализовать в республиках бывшего СССР, власти которых проводят антироссийскую линию. Риски геополитики могут перечеркнуть и без того сомнительную целесообразность проектов «Набукко», «Одесса-Броды» и «Белый поток».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.