Катерина Венжик Главный редактор Delo.UA
«Главная задача бизнеса сейчас — выжить. Любыми способами», — сказал один из участников Business Wisdom Summit. И был если и не освистан, то явно недопонят залом, в котором, уточним, сидел именно тот самый бизнес. Зато фраза Адриса Блака, совладельца латвийской компании Age Com, что они не инвестируют в проекты, которые «портят карму», была встречена аплодисментами.
Нет, желание крупного бизнеса стереть «звериный оскал капитализма» и поменять его на человечную улыбку появилось не вчера. Моде на КСО-программы в украинских компаниях уже лет восемь. Но давайте честно — до последнего времени это была именно мода. Купить три компьютера детскому дому и потратить на пресс-конференцию по этому поводу сумму, раза в три превышающую стоимость этих компьютеров — в этом была вся наша корпоративная социальная ответственность.
Сложно сказать, когда все изменилось. Наверное, первый раз — тогда, когда бизнесмены, управляющие компаниями с миллионными оборотами, зимой 2013 года встали со своих удобных офисных кресел, надели теплые куртки и пошли на Майдан. Друзьям в России, конечно, этого не объяснишь и не докажешь, но мы-то с вами знаем, кто сделал Революцию достоинства. Ее сделал бизнес, — малый, средний, крупный, — который не просто приходил на Майдан, но и платил там буквально за все: от кофе и поддонов до сцены и звука. Потому что «Поймите, нас достало!» И когда я спрашивала многих из них: ну хорошо, ты тут, а как же бизнес, ты же терпишь сейчас убытки — они смеялись и отвечали: а ты представляешь себе мои убытки через год, если я уйду сейчас отсюда?
Второй раз все изменилось, когда знакомые бизнесмены встали со своих офисных кресел, надели бронежилеты и пошли умирать за страну. А кто по тем или иным причинам не мог пойти на фронт, ушли на другую войну — тихую, но не менее изматывающую борьбу с госсистемой.
И оказалось, что вести бизнес по принципу «идем на все — лишь бы выжить» уже неприемлемо. Ну, типа «пацаны не поймут». Не заниматься общественной деятельностью — это почти как сейчас продолжать ходить в малиновом пиджаке. Не помогать армии или переселенцам — все равно что не чистить зубы. Не делать вклад в развитие собственного города, не помогать молодым предпринимателям, не поддерживать национальную идею — не, ну можно, конечно, но бизнес-сообщество постарается вымыть руки после общения с вами. А то и вообще не подавать.
Первое время, правда, многие выполняли это все именно из соображений «перед пацанами неудобно». А потом как-то свыклись. И вот уже почти 20 крупнейших бизнесменов страны со сцены последнего Business Wisdom Summit рассказывают кто о закрытии сверхприбыльного, но вредного для общественного здоровья табачного бизнеса; кто о том, что не инвестируют в «плохие для кармы» проекты; кто о дорогом, но усвоенном на всю жизнь уроке, гласящем, что единственный путь добиться успеха в бизнесе — абсолютная честность; кто о краудфандинговых проектах по развитию города. А кто-то — о простом человеческом героизме, заставляющем не останавливать производство, оказавшееся прямо на линии огня, несмотря на постоянную угрозу катастрофы, и оставаться на месте, плечом к плечу с сотрудниками завода, в то время, когда кругом летают снаряды.
«В середине 2000-х бизнес рос невероятными темпами, но я находился в ужасе. Я смотрел на деградацию ценностей, на ориентиры, с которыми растет новое поколение, на привычку к легким деньгам — и мое видение будущего Украины было очень мрачным. Сейчас, глядя из текущей ситуации, — нервной, сложной, военной, турбулентной экономически, — я смотрю на наше будущее с куда большим оптимизмом. Наша трагедия вернула обществу истинные ценности. Да, нас всех серьезно потрепало, но поверьте, это того стоит», — сказал во время одной из дискуссионных панелей BWS Валерий Шамотий, соучредитель корпорации «Логос».
Сложно сказать об обществе в целом, но относительно бизнес-сообщества — он, похоже, прав. Вдруг оказалось, что люди, которых за все время истории человечества редко воспринимали как образчик общественной морали, в Украине стали основной прослойкой общества, способной демонстрировать и внедрять такие ценности как пассионарность, оптимизм, уважение, трудолюбие, небезразличие. Трагичность ситуации, в которой мы все оказались, напрочь вытерла «звериный оскал капитализма», заменив его на «добрую капиталистическую улыбку». Наверное, именно потому на последнем BWS так много говорили о стране, ценностях, развитии общества и морали — и куда меньше о привычных для бизнес-саммитов бизнес-инструментах, технологиях, деньгах. Наверное, это хорошо. По крайней мере, в текущий исторический момент. Правда, как сказал один из спикеров саммита: «Главное, когда в страну вернутся мир и спокойствие — вернуться из состояния «героический менеджер» в состояние «обычный менеджер». Очень хочется верить, что именно это станет темой BWS 2016.
P.S. Немного фото, чтобы прочувствовать атмосферу саммита.