Все больше американских военных лидеров, экспертов по Арктике и законодателей утверждают, что США теряют способность патрулировать и охранять арктические воды, хотя климатические изменения и высокие цены на энергию спровоцировали усиление мореходства и нефтегазовой разведки в регионе, пишет немецкое издание Herald Tribune.
Тем временем, по мнению экспертов, Россия активно расширяет свою флотилию крупных океанических ледоколов примерно до 14 единиц. В мае она запустила крупный конвенциональный ледокол, а в прошлом году – крупнейший в мире ледокол «50 лет Победы», новейший из ее 7 атомных судов, способных достигать Северного полюса.
В последние годы Американская национальная академия наук, Береговая охрана и другие инстанции предупреждали, что два 30-летних тяжелых ледокола США, Polar Sea и Polar Star, и один менее крупный ледокол, выполняющий в основном научные задачи, в значительной степени неадекватны. Кроме того, Polar Star вышел из эксплуатации.
Этой весной лидеры командования ВС США в зоне Тихого океана, Северное командование ВС США и транспортное командование Пентагона порекомендовали в письме Объединенному комитету начальников штабов инициировать новые усилия Береговой охраны, нацеленные на укрепление возможностей США в получении доступа и контроля над арктическими водами.
Командующий береговой охраной адмирал Тэд Аллен, две недели назад совершивший турне по арктическому побережью Аляски вместе с министром внутренней безопасности Майклом Чертофф, заявил, что какая бы смесь природных и человеческих факторов ни вызывала таяние льдов, Арктика однозначно открыта для коммерции – и потенциальных конфликтов и опасностей – как никогда ранее.
«Все, что я знаю, это то, что вода теперь там, где ее не было, а я несу за эту сферу ответственность», – заявил Аллен. Учитывая, что на постройку хотя бы одного ледокола потребуется 8-10 лет, добавил он, «я полагаю, мы достигли критической точки, когда нужно принимать решение».
Стоимость создания ледоколов и поддержания старых судов на плаву до пуска в эксплуатацию новых, согласно нескольким оценкам, может легко достичь отметки в $1,5 млрд. Среди аргументов за создание новых ледоколов – стратегические, такие как сохранение возможности круглогодичного патрулирования северных вод, и практические, такие как возможность быстро достигать потерпевшее катастрофу круизное судно или разлив нефти в покрытых льдами водах, указал Аллен.
Даже учитывая усиление летнего сокращения морского льда, которое, по словам многих ученых, вероятно, обусловлено глобальным потеплением, вызываемым деятельностью человека, в определенных частях Арктики всегда будет достаточно льда, для прохождения через который будут требоваться ледоколы. Аллен и члены президентского Комитета по исследованию Арктики уже давно оказывают давление на законодателей с тем, чтобы они поддержали их и призвали Белый дом выпустить президентскую директиву, в которой подчеркивалась бы потребность в усилении контроля над Арктикой и создания новых кораблей.
Точного учета судоходства на Крайнем Севере не ведется. Однако эксперты представили американским законодателям и другим чиновникам из арктических стран, собравшимся на прошлой неделе на международную конференцию в Фэрбенксе на Аляске, впечатляющие данные о морской активности. Например, присутствовавший на конференции Мид Тредуэлл, бизнесмен из Аляски и председатель Комитета по исследованиям Арктики, сообщил, что чиновников проинформировали о том, что число круизов вокруг Гренландии достигло в 2007 году 200, тогда как в 2004 их было всего 27.
Председатель комиссии, уже третий год составляющей Оценку арктического морского судоходства, Лоусон Брайхэм сообщил, что летом 2004 года в арктических водах было зафиксировано более 5 тыс. 400 судов водоизмещением 100 тонн и выше. Летом 2007 года было совершено 102 путешествия по Северо-Западному проходу и пять полных прохождений по легендарному маршруту.
Рост поддержки Пентагоном береговой охраны, которая входит в министерство внутренней безопасности, последовал за рядом создавших много шума маневров России, нацеленных на укрепление ее позиции как арктического центра влияния, включая отправку двух небольших подводных лодок к морскому дну на Северном полюсе около года назад.
Чиновники Белого дома заявили, что они уже несколько лет занимаются пересмотром арктической политики и почти закончили выработку новой политики безопасности в регионе – впервые с 1994 года. На прошлой неделе чиновники администрации Буша заявили, что она может быть обнародована в течение нескольких недель, однако они отказались обсуждать детали.
Остающийся пока без ответа вопрос заключается в том, откуда поступят деньги на восстановление старых и создание новых кораблей. Министерство внутренней безопасности по-прежнему, преимущественно, сосредоточено на предотвращении терактов. Береговая охрана лишена ресурсов, так как часть подразделений охраняет объекты в Персидском заливе, пытаясь воспрепятствовать контрабанде наркотиков и патрулируя прибрежные воды.
Еще в 2001 году военно-морской флот издал доклад, в котором указал на свою ограниченную способность надежным образом управлять судами и самолетами в Арктике. Однако в свете продолжения двух дорогостоящих войн регион оставался на ледяных задворках, неприоритетным направлением, и бюджет флота на полярные исследования сокращался.
В письме трех военных командующих в Объединенный комитет начальников штабов отмечается, что надежные ледоколы играют существенную роль в контроле над северными водами и в сохранении американских исследовательских станций в Антарктиде. Однако самую большую озабоченность командования однозначно вызывает Арктика, и в качестве причин усовершенствования ледокольной флотилии отмечаются «климатические изменения и рост экономической активности».
Так как в настоящий момент нет программы, нацеленной на обновление судов, а создание новых не планируется, говорится в письме, «ледокольные возможности страны существенно сократились, и страна рискует оказаться неспособной поддерживать наши национальные интересы в арктических регионах».