Для получения контроля над украинской газотранспортной системой все средства хороши. В том числе — создание Международного газотранспортного консорциума с участием России, Германии и Франции, о котором активно заговорили в последнее время. Украина не отказывается сотрудничать в этих рамках, но своей «золотой курицей, несущей золотые яйца», делиться не собирается. Пока.
Напомним, что газотранспортная система Украины находится в эксплуатации ДК «Укртрансгаз» НАК «Нафтогаз Украины, состоит из 71 компрессорной станции общей мощностью 5405,1 МВт и магистральных газопроводов и газопроводов-отводов длиной 37 тыс. км. Пропускная способность ГТС на входе — 288, на выходе — 178,5 млрд. куб. м, в том числе в страны Европы — 142,5 млрд. куб. м.
В трубе дело
В РФ и не скрывают заинтересованности в контроле над украинской ГТС. «Россия хотела бы получить всю газотранспортную систему Украины», — заявлял председатель Комитета Государственной думы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Украине Виктор Черномырдин также уверен, что она должна быть передана в собственность Международному газотранспортному консорциуму, рамочное соглашение о создании которого было подписано экс-президентом Украины Леонидом Кучмой, экс-канцлером ФРГ Герхардом Шредером и экс-президентом России Владимиром Путиным в 2002 году.
«РФ заинтересована в получении всей газотранспортной системы Украины», — Язев
В 2003-м было создано ООО «Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины», в котором по 50% принадлежало «Нафтогазу Украины» и «Газпрому». Уставный капитал общества составлял 186,55 млн. грн. Однако проект так и не был реализован из-за разного понимания акционерами функций данного предприятия. Российский монополист настаивал на управлении всей украинской ГТС, а украинская сторона предлагала ограничиться строительством двух новых газопроводов: «Богородчаны–Ужгород» и «Новопсковск–Александров Гай».
Не объект переговоров?
Сегодня Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко отрицает любую возможность передачи газотранспортной системы Украины в любые консорциумы. «Это госсобственность стратегического значения, которая дает Украине надежную и стабильную геополитическую позицию, в том числе и в энергетическом секторе», — заявила Премьер. Напомним, ранее заместитель главы СП Андрей Кислинский утверждал, что Тимошенко пообещала после избрания ее Президентом создать газотранспортный консорциум между Россией, Германией и Украиной. «Но в действительности Украина имела бы там только формальное представительство», — заявлял он.
Украина и Россия сотрудничают в рамках двустороннего договора по проектированию участка ГТС Украины, однако пока речи о ее передаче в целом не идет — Продан
К слову, в январе текущего года Тимошенко заявляла, что Украина находится на грани потери собственной ГТС. Тогда Европейская комиссия советовала Украине в течение 2008-2012 годов вложить в модернизацию своей газотранспортной системы EUR2,5 млрд. для сохранения нынешних объемов транзита природного газа в Европу. О желании инвестировать в модернизацию украинской ГТС высказывались Чехия и Великобритания.
Как отметил интернет-газете «СЕЙЧАС» Валентин Землянский, пресс-секретарь НАК «Нафтогаз Украины», вопрос создания Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины в настоящее время не является предметом переговоров между НАК и ОАО «Газпром». «Вопрос управления украинской ГТС находится в плоскости межгосударственных внешнеполитических отношений и должен решаться на уровне высшего руководства государств», — добавил Землянский.
Украина и Россия действительно сотрудничают в рамках двустороннего договора по проектированию участка ГТС Украины, но «никогда не отдаст свою ГТС России. Об этом речи даже быть не может», — заявил Министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан. И в рамках такого договора мы должны достроить участок ГТС «Богородчаны-Ужгород», что позволит дополнительно прокачивать около 19,5 млрд. кубометров газа. «Но речи об управлении или передаче нашей ГТС в целом не идет», — заявил Продан.
Хвост трубой
Эксперты уверены: украинская ГТС в настоящее время находится в удовлетворительном состоянии, и нет никакой необходимости подключать кого-либо к ее обслуживанию и развитию. «Создание Международного консорциума не выгодно для Украины, поскольку до тех пор, пока мы самостоятельно управляем и контролируем свою ГТС, угрозы экономической и энергетической безопасности для государства нет», — отметил интернет-газете «СЕЙЧАС» Александр Кава, директор Центра политического и экономического анализа.
Нет никакой необходимости подключать кого-либо к обслуживанию и развитию украинской ГТС, — эксперт
Вопрос создания международного консорциума возникает в первую очередь по внешним причинам, поскольку то поставщики газа, то потребители хотят иметь контроль над транзитом газа через территорию Украины, поясняет Кава. Но поскольку Украина способна и самостоятельно эксплуатировать собственные газотранспортные сети, это дает повод сомневаться в целесообразности создания газотранспортного консорциума при участии Украины, России и Германии.