Павел Кухта Советник Центра экономической стратегии
Верификация — подтверждение достоверности данных о пенсионерах и получателях социальных выплат — является одной из ключевых реформ, необходимых для наведения порядка в расходной части государственного бюджета. Она позволит справиться с мошенничеством и хищениями в сфере пенсионного и социального обеспечения — например, решить знаменитую проблему «мертвых душ» (умерших людей, за которых кто-то другой продолжает получать причитающиеся им выплаты). Законодательство, нужное для начала этого процесса, было принято в рамках «бюджетного пакета» в конце прошлого года.
В 2016 году Министерство финансов рассчитывает сэкономить с помощью верификации порядка 5 млрд гривень. Эти деньги будут использованы для повышения социальных стандартов, запланированного на 2016 год.
Иностранный опыт
Украина — далеко не первая страна, прибегающая к верификации пенсионеров и получателей социальных выплат. Со злоупотреблениями и мошенничеством в данной сфере сталкивались многие страны, а для некоторых из них процесс верификации был одним из ключевых элементов разрешения кризисов государственных финансов.
Наверное, самым известным является случай Грузии. В 2000 году в этой стране доля пенсионных выплат, расхищаемых через мошеннические схемы (в основном, связанные с «мертвыми душами»), оценивалась в 25% от общего объема пенсий. Столкнувшись с таким гигантским масштабом злоупотреблений, грузинское правительство провело верификацию и наладило нормальное функционирование системы контроля пенсионных выплат.
Немногим менее известен случай Греции, осуществившей реформы по верификации и налаживанию контроля социальных выплат в 2011 году. Результатом реформ стало прекращение выплат для 200 тыс. человек (2% от населения страны), которые не имели на них права, были мертвы, или вовсе никогда не существовали. Например, верификация получателей помощи для граждан старше 100 лет выявила, что в стране жило не 9000 таких людей, как считалось ранее, а всего 1700 — остальные давно умерли, но их родственники продолжали получать за них выплаты. В целом, Греции удалось сэкономить на верификации порядка 800 млн евро в год, или около 0,4% от тогдашнего ВВП страны.
Впрочем, Грецией и Грузией примеры верификации не ограничиваются. В странах с развитой социальной поддержкой и эффективными бюджетными системами этот процесс происходит постоянно и встроен в саму систему социального обеспечения. Например, австралийский Centrelink — отдел Министерства социальных служб, отвечающий за администрирование социальных выплат — постоянно осуществляет сопоставление данных с другими ведомствами (например, налоговой службой), чтобы проверить, соответствуют ли получатели социальных выплат критериям их получения.
В целом, в других странах процесс верификации, как правило, происходит с помощью сведения всей существующей в государственных органах информации о получателях пенсий и социальных выплат в единые базы данных. Это позволяет автоматизированно осуществить комплексные проверки и выявить несоответствия между статусом получателей соцвыплат и той или иной информации о них. Например, если человек получает пенсию в Пенсионной фонде, а в базе данных МВД значится как мертвый — весьма вероятно, что его пенсию кто-то присваивает мошенническим путем.
Верификация в Украине
В Украине ситуация напоминает скорее греческую, чем грузинскую. Ведомства, ответственные за осуществление социальных выплат — в первую очередь, Министерство социальной политики и Пенсионный фонд — самостоятельно проверяют реципиентов этих выплат по собственным данным, без привлечения данных других госорганов. При этом далеко не все базы данных таких реципиентов централизованы и доступны в полной мере из центральных офисов в Киеве. В таких условиях, весьма вероятны большие объемы злоупотреблений и мошенничества.
Именно поэтому реформу по верификации осуществляет Министерство финансов, которое не было ранее задействовано в проверках и по умолчанию заинтересовано в максимально эффективном и экономном расходе бюджетных средств. Эксперимент по верификации переселенцев-получателей государственной поддержки, проведенный Минфином в 2015 году, уже позволил сохранить для страны порядка 1 млрд гривень в год, которые разворовывались через схемы по созданию на бумаге фальшивых «переселенцев», в реальности умерших, никогда не существовавших, либо потерявших когда-то документы, на которые оформлялась помощь.
Учитывая, что на пенсии и социальные выплаты приходится около половины всех государственных расходов в Украине, или более 20% от ВВП страны, даже при умеренных масштабах мошенничества потери от него в денежном выражении могут тянуть на десятки миллиардов гривень.
При этом законопослушные граждане от сокращения таких мошеннических расходов ничего не потеряют и только выиграют — верификация является безболезненной с социальной точки зрения.
В то же время, учитывая возможные масштабы злоупотреблений, бенефициары коррупции в системе социального обеспечения наверняка будут пытаться всячески препятствовать проведению реформы. Для будущего страны очень важно, чтобы им это не удалось.