Стоило американским чиновникам на фоне обострения отношений между Москвой и Вашингтоном намекнуть, что они могут не пустить Россию во Всемирную торговую организацию, их российские коллеги сразу же высказались в том духе, что, мол, не очень-то и хотелось. Таким образом, американцы в очередной раз показали, что готовы использовать торговый клуб как политический инструмент, а россияне – что с высокими ценами на газ и нефть им не страшна никакая международная изоляция. О том, что путь России в ВТО закрыт, стало понятно в самом начале войны в Южной Осетии, поскольку Грузия уже в течение нескольких лет является едва ли не главным противником членства России в торговом клубе. Де-юре двусторонний договор между странами был подписан, однако грузинские чиновники поставили России несколько условий, главное из которых – допуск грузинских пограничников на КПП в Абхазии и Южной Осетии – Москва выполнять не собиралась.
Однако не только Грузия выступила против членства России в ВТО. Уже 13 августа с подобным заявлением выступил и кандидат в президенты США от Демократической партии Барак Обама. Впрочем, пока его заявления не имеют никакой силы, кроме популистской, а статусные американские политики до поры до времени предпочитали избегать жесткости в своих прогнозах. Например, министр торговли США Карлос Гутьеррес (Carlos Gutierrez) все тогда же, 13 августа, заявлял, что переговоры по вступлению России в ВТО никак не могут быть связаны с ситуацией в Грузии.
Чуть больше чем через неделю позиция Гутьерреса поменялась. В интервью немецкому журналу Spiegel министр отметил, что США были сторонниками вступления России в ВТО и, кроме того, пригласили страну в «Большую восьмерку», однако военный конфликт в Осетии поставил планы по интеграции России в мировое сообщество под угрозу срыва.
Это заявление прозвучало уже после того, как многие государства, в том числе Канада и Великобритания, отменили военные учения с Россией, а Россия, в свою очередь, заморозила сотрудничество с НАТО. В случае с ВТО ответ со стороны отечественных чиновников также прозвучал практически незамедлительно. И одни неплохо проживем 25 августа на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что Россия откажется от ряда соглашений с ВТО. Путин эту позицию одобрил, отметив, что экономической целесообразности от ряда договоров так и не было достигнуто. «Элементарная справедливость должна восторжествовать», — заключил премьер.
Спустя несколько часов эти слова пришлось разъяснять российским переговорщикам, уже второй десяток лет безуспешно пытающихся добиться членства в ВТО. Дело в том, объяснили они, что Россия взяла на себя ряд дополнительных обязательств в обмен на поддержку со стороны других стран при присоединении к торговому клубу. Именно эти обязательства и будут пересмотрены.
В целом переговорщики попытались максимально смягчить позицию Путина-Шувалова. В частности, глава российской миссии Максим Медведков отметил, что речь ни в коем случае не идет об одностороннем разрыве соглашений, а всего лишь об их пересмотре или, в крайнем случае, расторжении, но только после переговоров со всеми заинтересованными сторонами.
Кроме того, по словам Медведкова, решение чиновников не должно стать сюрпризом для других стран, так как готовилось оно уже в течение года. Из этого переговорщик сделал вывод, что обострение отношений с ВТО никак не связано с военным конфликтом в Грузии и реакцией на него со стороны США.
Однако даже несмотря на всевозможные смягчения заявлений Шувалова и Путина, стало понятно, что вступление России в ВТО в ближайшее время не состоится. Это позднее подтвердил и сам Шувалов, отметив, что не видит возможности для членства в торговом клубе ни в ближайшие месяцы, ни даже в ближайший год. На протяжении последних десяти лет чиновники говорили прямо противоположное, пытаясь уверить россиян, что страна вступит в ВТО «в самые скорые сроки». А оно нам надо? Поскольку переговоры о вступлении России в ВТО ведутся еще с 1990-х годов, в стране уже давно сформировались две точки зрения. Одни, как правило, социалисты или коммунисты, утверждают, что членство в торговом клубе будет вредным для России, так как «убьет» сельское хозяйство и другие дотационные сектора экономики. Другие, обычно либералы, считают, что вступление в ВТО позволит России влиться в мировое сообщество и прибавит к годовому ВВП около одного процента за счет наращивания оборотов торговли – как импорта, так и экспорта.
Нельзя сказать, что одни на сто процентов правы, а другие также категорически заблуждаются. Действительно, суть ВТО заключается в том, чтобы максимально облегчить торговлю между странами. Это означает, что члены клуба должны отменить все возможные субсидии местным производителям, то есть пожертвовать убыточными отраслями экономики ради прибыльных.
На деле, конечно, не всегда получается так, как задумано. Во многом дело зависит от переговорщиков и уступчивости руководства стран – кандидатов в ВТО. Например, Китаю удалось добиться значительных уступок при присоединении к торговому клубу. Украина, наоборот, постаралась вступить в ВТО как можно быстрее, пожертвовав ради этого многими субсидиями.
Российские переговорщики в течение последних лет постоянно говорили, что не пойдут на серьезные уступки ради ВТО. Так было, скажем, на двусторонних переговорах с США, когда Россия смогла отстоять запрет на открытие в стране филиалов зарубежных банков. Это говорило о том, что чиновники не слишком верили в большую выгоду от вступления в ВТО и не торопились, несмотря на все заявления, подписывать с участниками торгового клуба все необходимые соглашения. Сейчас, когда членство в ВТО отложилось на неопределенный срок, в правительстве вряд ли кто-то сильно расстроился: ждали уже 14 лет, подождем еще год, другой, третий. А там, глядишь, и само ВТО развалится.