США пригрозили России отказом на вступление во Всемирную торговую организацию и введением экономических санкций. В Кремле отреагировали на угрозы мгновенно, и заявили, что страна обойдется и без ВТО. В ближайшее время Москва намерена начать вывод золотовалютных резервов, вложенных в активы Соединенных Штатов. Экономисты предрекают США и, в целом, ВТО тяжкие времена. Все бы ничего, да только Кыргызстан, помнится, является членом этой вот торговой организации…
Официальная Москва рассчитывает на потенциал стран ШОС, в числе которых уже имеется такой мощный член торговой организации как Китай, и продолжает строительство таможенного союза с Казахстаном и Белорусью. Россия меняет не только политический, но и экономический вектор. Вместе с ней, не исключено, направление придется менять и ее традиционным сателлитам на окраинах СНГ. В том числе – маленькому Кыргызстану, который пока не получил от вступления ВТО ощутимых дивидендов. Скорее наоборот, только ухудшил свое экономическое положение.
В ВТО Кыргызстан вступил 10 лет тому назад – во второй половине 1998 года. Республика прошла все необходимые для этого процедуры в течение неполных трех лет и стала первой страной на постсоветском пространстве, очутившейся в торговом союзе. Это стремительное вхождение в организацию считается единственным прецедентом подобного рода. Впрочем, радоваться больше нам по поводу ВТО не пришлось. Почему? Давайте ответим на этот вопрос, подведя итоги своего «юбилея» членства в торговой организации.
Итак, прежде всего нужно отметить то, что основными торговыми партнерами ВТОшного Кыргызстана по-прежнему являются Китай, Россия и Казахстан. Экспорт и импорт из стран Запада остается низким. Что вполне объясняет идею ВТО, выгодной, прежде всего, для развитых стран. С помощью Всемирной торговой организации им удалось выйти на новые рынки, и обрести более дешевые товары. А что дало это Кыргызстану?
Кыргызстан, судя по всему, был действительно принят в ВТО из чисто прагматических соображений других участников. «Островок демократии», перешедший на рыночные рельсы, представлялся многим некими воротами на рынки СНГ и, в частности, Центральной Азии. Был тут и идеологический мотив. Республику пытались оторвать от традиционных экономических связей, чтобы лишить возможности интеграции с основными партнерами на постсоветском пространстве. Тоже самое произошло с Грузией, Молдовой и Арменией, не считая стран Прибалтики. Этим же можно объяснить то рвение, с которым западные члены ВТО лоббировали вступление Украины.
Движение Украины в ВТО, кстати, стало отдельной песней, в которой один из куплетов был посвящен Кыргызстану. Бишкек, как утверждают в Киеве – в угоду Москве, долгое время препятствовала оранжевой республике в движении к ВТО. Хотя история с Украиной больше напоминала выжимание «взятки», на чем давно поднаторели наши чиновники. Кыргызстан официально заявил, что бывшая братская республика имеет перед ним непогашенные долги. Речь шла о 27 миллионах американских рублей, скопившихся по поставкам урана еще в советское время. Затем Кыргызстан предъявил новые условия: снизить импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, в частности на сахар и мясо.
Членство в ВТО, по оценкам экспертов, действительно сильно воспрепятствовало активному участию Кыргызстана в процессе интеграции на постсоветском пространстве. Большинство традиционных торговых партнеров нашей страны в Содружестве в целях защиты собственных рынков стали проводить более жесткую политику в отношении потока наших товаров. Это положение сохранится до тех пор, пока в ВТО не вступят другие участники Таможенного союза, включая Россию и Казахстан. Ну а так как Москва уже может стать персоной нон грата, на лучшее надеяться не приходится. Да и тот же поток товаров из Кыргызстана мощнее за прошедшее десятилетие не стал. Официальный Бишкек, скажем более, затормозил вступлением в ВТО развитие собственной экономики, лишив себя былой возможности уверенно выйти на рынки постсоветских стран со своей агропродукцией.
Кыргызстан, вступая в ВТО, практически отказался от поддержки местных производителей и пообещал снижать субсидирование сельского хозяйства. Уровень поддержки аграрного сектора государством, согласно принятым от ВТО условиям, в два раза ниже, чем могут позволить себе остальные развивающиеся страны, участвующие в организации. Все это существенно ограничило возможность защиты фермеров и других производителей. Членство в ВТО также препятствует борьбе с ростом цен на продуктовые товары. Наши чиновники и рады бы их заморозить, чтобы не гневить и так полуголодное население, да обязательства мешают.
Правительство, например, не может стабилизировать цены на те же молочную продукцию, цемент или картофель только потому, что не имеет права жестко ограничивать экспорт. Это одно из условий членства в ВТО. А есть и куча других, ставших для Кыргызстана не менее проблемными. Другие страны ВТО имеют возможность оспаривать любые меры нашего правительства, направленные на стабилизацию экономической ситуации. Что, к слову, ставит под вопрос эффективность мер, принимаемым по обеспечению продовольственной безопасности.
Вступив в ВТО Кыргызстан открыл рынок для дешевых и качественных товаров из-за рубежа. Это еще больше ослабило позиции местных производителей и привело к стагнации отечественной промышленности. Большая часть экспортной продукции оказалась неконкурентоспособна и не пользовалась спросом в странах ВТО.
— Продукция Кыргызстана не ценится на мировом рынке из-за несоответствия международным стандартам, — заявил по этому поводу в свое время эксперт Международного торгового центра Джон Гилмор. — Признаться честно, сейчас многие страны, входящие в ВТО, не хотят покупать кыргызстанские товары, так как не доверяют их качеству. Если ваша страна будет развивать национальную систему аккредитации, тогда продукция, предоставляемая Кыргызстаном, будет больше цениться и появится шанс продавать ее на мировом рынке.
Но шанс остается шансом. А реалии таковы, что Кыргызстан даже не получил возможность развивать производство конкурентоспособной продукции в том объеме, в каком некогда выпускались товары для советских республик. Потому, что участие в ВТО не привело к ожидаемому росту прямых иностранных инвестиций. За последние восемь лет объем привлекаемых из-за границы средств сократился в несколько раз, что связывается специалистами с узостью внутреннего рынка и низкой инвестиционной привлекательностью страны.
Каковы же плюсы? Собственно, таковые, конечно же, тоже имеются. Но их несравнимо меньше. Кыргызстан, например, получил возможность вышибать деньги с таких соискателей места в ВТО, как Украина. Да, и еще! Всемирная торговая организация высоко оценивает проводимые в Кыргызстане экономические реформы. Вот только пока не считает, что наша страна идеальная в торговом и инвестиционном режиме. Ей еще необходимо продолжать сокращение административных барьеров, дерегулирование, обеспечение прозрачности в процедурах лицензирования и государственных закупок.
Другой иностранный эксперт – от Центра экономических исследований — Роман Могилевский в свое время заявил, что «преимущества, которые Кыргызстан извлек из членства в ВТО, заключаются, главным образом, в том, что был закреплен ранее избранный курс на формирование конкурентоспособной рыночной экономики». С другой стороны, и что с того? Нам лучше жить стало, или легче дышать? Кыргызстан, конечно, показал, что стремится к либерализации и открытости экономики. Однако деловым людям не стало особо легко работать в нашей стране.
Имеет ли смысл продолжать экономическую экзекуцию сейчас, когда мы в очередной раз отходим в сторону от традиционных союзников в Евразии? Власти, как кажется, не смогут ответить на этот вопрос. Ну разве что привычным «Не знаю». Вместе с тем, вступление в таможенный союз с Россией, Казахстаном и Беларусью был бы более правильным, выгодным и эффективным. Жители постсоветских стран, как известно, не так избалованы, как те же американцы или западные европейцы. Но, судя по всему, руководство нашей республики об этом даже не задумывалось…