Главная » Экономика » «Нефтегазовая война». Азербайджан неизбежно окажется в ее эпицентре

«Нефтегазовая война». Азербайджан неизбежно окажется в ее эпицентре

В ближайшие дни с визитом в Азербайджан прибудет президент Узбекистана Ислам Каримов — теперь эта информация подтверждена официально. В Баку уже прибыл вице-премьер Узбекистана Нодирхон Ханов — члены его делегации провели предварительные переговоры в рамках подготовки визита.

Как отмечают в Азербайджане, две страны связывает множество нитей, в том числе общность культуры, религии, близость языков. Однако вместе с тем аналитики отмечают и другое: визит Ислама Каримова в Азербайджан состоится именно в те дни, когда накал «энергетической дипломатии» между Баку и странами Центральной Азии уже ни для кого не является новостью или секретом. О визите Ислама Каримова было официально объявлено через несколько часов после того, как завершила работу азербайджано-туркменская выставка-конференция, посвященная энергетическим ресурсам двух стран. При этом Узбекистан также обладает солидными запасами природного газа, хотя и уступает по своей «газовой активности» соседнему Туркменистану.

Однако куда важнее другое обстоятельство: взлет дипломатической активности по транскаспийскому вектору совпал с резким обострением той самой «энергетической войны» после карательной операции России против Грузии.

Принято считать, что российская агрессия против Грузии заронила у потенциальных инвесторов сомнения в безопасности энергетических коммуникаций, проходящих по грузинской территории. В действительности же далеко не все так просто. Как предупреждают аналитики, тот факт, что российская армия остановилась, не дойдя буквально пару километров до стальных «веток», не оставляет сомнений: политические гарантии безопасности стратегических нефтепроводов в Грузии со стороны Запада — это не миф и не «пиар». Более того, с учетом сегодняшней военно-политической активности НАТО и США в Грузии, очевидно, что коммуникации эти получили дополнительные гарантии безопасности, такие, о которых раньше самые отчаянные региональные оптимисты не решались и мечтать.

Плюс ко всему, судя по многим косвенным признакам, противостояние России на «нефтегазовом» направлении обещает стать основным. Так, Washington ProFile приводит результаты исследования, которое провел Институт американского предпринимательства (American Enterprise Institute). Согласно им, уровень агрессивности внешней политики России напрямую связан с уровнем мировых цен на нефть. Под агрессивностью авторы исследования, анализировавшие события 2000-2007 годов, подразумевали те действия России, которые в той или иной степени ущемляли интересы стран Запада: высылки дипломатов, торговые ограничения, продажи оружия государствам, поддерживающим террористические структуры, военные учения с «агрессивными» сценариями, поддержка сепаратистских регионов, прекращение поставок энергии соседним государствам и даже военные нападения. Совпадение агрессивности с ростом цен на нефть получилось очевидным. Многие аналитики в этой связи советуют вспомнить опыт противостояния США и СССР, где, как уверены многие московские аналитики, ключевого преимущества удалось добиться именно после того, как США совместно с Саудовской Аравией сбили цены на нефть.

Впрочем, сегодня, когда ОПЕК под давлением той же Саудовской Аравии отказывается увеличить квоты на добычу нефти и тем самым снизить цены на нее, повторение событий конца семидесятых явно не стоит в ближайшей повестке дня. Но не приходится сомневаться в том, что пятидневная война против Грузии подстегнула стремление Европы к диверсификации своих источников энергоносителей.

Строго говоря, то, что «Россия контролирует европейские энергоносители», американский Newxsweek относит к числу мифов о России: «Это верно, но лишь отчасти. Прекращение поставок нефти и газа — это ядерное оружие, которое ни разу не решились использовать даже арабские страны, несмотря на их ненависть к Израилю. У европейских политиков вызывает панику политика России в отношении энергосетей; Великобритания не обеспечила свою энергетическую безопасность, построив достаточно мощностей для приема сжиженного газа — но это сейчас делается в Милфорд-Хейвене. Видя собственную зависимость от российских нефти и газа, Германия уже переосмысливает свою враждебную позицию по отношению к атомной энергии, а во Франции 85 процентов всего электричества дает именно атом. Напротив, Россия как раз стала фактором, который подталкивает Европейский союз к единству по вопросам внешней и энергетической политики.»

«Что значит дипломатия и репутация, возразят нам, ведь у России есть рычаг влияния — углеводороды, — отмечает французская Les Echos, комментируя реакцию ЕС на последние действия России в Грузии. — Как бы не так! Энергетическое оружие никогда не помогало достичь политических целей. ОПЕК, чье эмбарго не убедило Запад бросить Израиль после войны Йом-Киппур, может это подтвердить. Кроме того, Россия подрывает свою репутацию надежного поставщика всякий раз, когда „перекрывает кран“ Украине, Литве или Грузии, вынуждая своих клиентов искать альтернативные источники. Даже Европа, где французы, немцы и итальянцы — каждый в своем углу — готовы на любые поблажки, лишь бы гарантировать себе поставки газа, начинает осознавать опасность.»

Еще резче реакция в тех странах, где по поводу России не очень заблуждаются. Так, несколькими днями ранее премьер-миинстр Польши Дональд Туск выступил с призывом пересмотреть проект газопровода «Северный поток» в связи с недавним конфликтом России с Грузией. «Нам не следует увеличивать нашу зависимость от России из-за такого рода проектов. Любой ответственный политик в Европе должен теперь значительно больше, чем четыре недели назад, думать над тем, есть ли вообще какой-то смысл в таких проектах», — сказал Туск в интервью немецкой газете Neue Osnabruecker Zeitung.

Отвечая на вопрос о том, следует ли добиваться пересмотра проекта «Северный поток», Туск отметил: «Конечно, следует». Туск напомнил, что Польша уже давно выступает против этого проекта газопровода, который соединит Россию с Германией в обход Польши. Он уверен, что ЕС необходимо предпринять шаги «по развитию альтернативных источников энергии. Тогда Россия не сможет оказывать никакого давления. Совместные усилия ЕС, направленные на безопасность поставок энергии, крайне необходимы», — уверен польский премьер.

А тогда уже ключевым вопросом становится позиция Азербайджана, который, как отмечает та же Les Echos, «участвует в создании единственного нефтепровода, позволяющего транспортировать углеводороды из Каспийского моря в обход России.»

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.