Главная » Экономика » Гудбай, Америка? Геополитический пейзаж на фоне финансового кризиса

Гудбай, Америка? Геополитический пейзаж на фоне финансового кризиса

Очевидно, что кризис, как ему и положено, ускорил изменение миропорядка. Увы, некоторые российские политологи, анализируя и комментируя происходящее, исходят из неадекватной оценки роли США в международной политике и поэтому делают совершенно неадекватные выводы. Они уверены и убеждают других в том, что мир-де был «американским», а теперь идет его активная «деамериканизация». Эти заблуждения необходимо развеять. Похороны Pax Americana — это прощание с виртуальным покойником, с фантомом.

Одним из следствий глобализации стало формирование в 1990-е гг., если угодно, сети глобальной власти, включающей мировые державы, транснациональные корпорации и ведущие международные организации. Изначально в этой сети явно доминировал Запад, т.е. западные державы, западный бизнес, контролируемые ими международные организации. На роль «сетевого администратора» и гаранта глобального порядка демонстративно претендовали США, опираясь на свой экономический, военный, технологический и культурный потенциал и производные от них статусы единственной сверхдержавы и лидера Запада. Претензии не всегда были успешными, но тем не менее они давали достаточно поводов для разговоров об «однополярности», «американоцентричности», глобальной «американской империи», и пр. В итоге в это поверили не только сами янки, но и все остальные.

Однако уже в 2000-е баланс в мире, а значит, и в сети глобальной власти начал смещаться в сторону незападных держав, включая Россию. Существенно увеличилось и влияние незападного бизнеса, опять же в том числе российского. Одновременно обозначились, а точнее, углубились линии раскола внутри Запада, а США начали сдавать лидерские (и сверхдержавные) позиции.

Да, Америка — империя, но до глобальности, т.е. контроля над миром, ей было очень далеко даже во времена Билла Клинтона. Несмотря на все попытки, США не стали центром сети глобальной власти и даже утратили, причем всего за несколько лет (спасибо Джорджу Бушу-младшему!), безусловное лидерство среди западного сообщества. Пятидневная война и последовавшие за ней события это исчерпывающе доказали. Таким образом мир не может «деамериканизироваться», потому что он никогда не был «американским».

Разумеется, теперь Америке придется окончательно отказаться от своих глобалистских претензий. Более того, она неизбежно потеряет сверхдержавный статус. «Доверие к Соединенным Штатам как к лидеру свободного мира, к лидеру свободной экономики, доверие к Wall Street подорваны… Возврата к прежней ситуации уже не будет», — объявил в минувший четверг Владимир Путин.

С другой стороны, США остаются и в обозримом будущем останутся одной из мировых держав, без которой невозможно решать ни одну серьезную проблему. Внутренних резервов у них вполне достаточно. Так что не стоит раньше времени радоваться «крушению Пиндостана» и тем более оплакивать «империю добра». Нервы целее будут.

Сеть глобальной власти тем более сохранится и может даже укрепиться ввиду эскалации общих угроз. Другое дело, что Америку и Запад в целом еще больше потеснят. На практике это по-видимому выльется в давно назревшую реформу ООН и ее Совета Безопасности, реорганизацию ряда других международных организаций и клубов, пересмотр договорной базы миропорядка. Дмитрий Медведев сейчас как раз продвигает идею нового договора об общеевропейской безопасности, и, скорее всего, в том или ином виде она будет реализована. Чем слабее США, тем больше Европе нужна наша дружба. Наступает время новаторских подходов и неожиданных решений.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.